В Таре в эти дни представители омской федерации мотоспорта совместно с чиновниками ищут место, на котором появится спортивная трасса. За этими поисками внимательно следят в местной татарской общине: как выяснилось, одна из гипотетических площадок для строительства расположена на месте старого мусульманского кладбища. Это участок земли между школой № 4, улицей Сельскохозяйственной и крутояром, который сейчас выглядит как обычный зелёный пустырь.
«Кладбище давно закрыто, — рассказывает на страницах официального сайта Духовного управления мусульман России Радик Ахметов, имам-мухтасиб омского мухтасибата. — Но это могилы наших предков, которые благоустраивали и обживали и наш город, и наш край. Сегодня это выглядит как заросшее травой поле, но там огромное количество захоронений — за долгие годы. Нехорошо будет, если трасса пойдет по могилам. Сохранить этот погост — это дань памяти и уважения многим поколениям татар, живших и трудившихся в нашем городе и его окрестностях».
Ахметов уверен: раз молодёжь хочет заниматься мотоспортом, нужно создавать ей условия. Но это не должно быть в ущерб памяти о предках.
«Поэтому будем искать компромисс, — заключает он. — Такое решение, которое устроит всех. Чтобы и трасса была, и кладбище не трогать».
В паблике «Тара360» в соцсети «ВКонтакте» 3 июня появилось сообщение о том, что районная администрация намерена создать трассу именно в районе кладбища, а имам борется за то, чтобы это кладбище сохранить — хотя бы частично. Многие комментаторы возмущены происходящим. Чтобы разобраться в этой ситуации, мы позвонили заместителю главы района по социальным вопросам Владимиру Жилину, и он рассказал, что всё немного не так.
— Когда инициативная группа вышла на меня с просьбой оказать содействие, мы поехали смотреть площадки, — рассказывает Жилин. — Было несколько таких, которые подходили. Когда приехали в район этой площадки, увидели, что это чистое ровное место, поросшее травой. В разговоре выяснилось, что там когда-то давно было мусульманское кладбище…
Эта поездка состоялась в воскресенье, 31 мая. На следующий день Жилин предложил Ахметову съездить на место кладбища вместе, чтобы понять, где именно находились могилы.
— Он сказал: «Вся эта площадка была кладбищем», — объяснил чиновник. — Тогда я ему говорю: «Радик Шайхисламович, пусть ваши предки здесь спокойно лежат. Никто их не потревожит. Спасибо за то, что вы приехали и всё нам показали». Попрощался с ним и уехал.
Это не конец истории: обсуждение темы продолжилось, и имам всё-таки предложил найти компромисс, но, оказывается, это был его шаг навстречу администрации. Вечером того же дня Ахметов позвонил Жилину и рассказал о том, что часть территории на кладбище или рядом с ним можно было бы выделить под трассу. Но замглавы района ответил: «Никакие компромиссы мы рассматривать не будем, для трассы найдём новое место!»
Таким образом, по словам Жилина, нет даже никакого намёка на конфликт в связи с татарским кладбищем: просто кто-то неверно интерпретировал слова имама, и эта интерпретация удивила чиновника.
Получить комментарий Ахметова нам не удалось: имам не смог или не захотел говорить о кладбище и трассе по телефону. Известно, что сейчас тарская администрация ищет новую площадку для любителей мотокросса. 3 июня Жилин смотрел очередной вариант, и там, по его словам, «есть масса вопросов». Однако вариант со старым кладбищем в любом случае уже не рассматривается.
— Пусть много лет прошло, — констатирует замглавы района, — пусть даже кто-то готов пойти на компромисс, моё предложение — не тревожить прах усопших.