Из-за эпидемии коронавируса сначала объявили эту неделю нерабочей, а потом омичам и вовсе запретили выходить из квартир без уважительной причины. Более 7000 человек вынуждены сидеть дома на самоизоляции, потому что могут быть потенциальными носителями опасного вируса. Ещё до введения режима самоизоляции NGS55.RU прогулялся вместе с представителем одной из важнейших на сегодня профессий — курьером по доставке еды.
С Анатолием, который работает в компании «Яндекс.Еда» больше года, с самого её открытия в Омске, мы встретились в 11:00 в начале его смены, на пустой площади перед закрытым ТЦ «Омский».
Рабочий день курьера начинается не с кофе, а с селфи, которое он отправляет супервайзеру, чтобы показать, что форма и сумка-холодильник при нём и он готов к работе.
Сегодня Анатолий работает в самом центре, его зона ответственности — от улицы Масленникова до Старозагородной рощи. А рабочий день длится с 11 до 18 часов.
— Всё, ждём заказов. Обычно улица Ленина — загруженная локация, практически все рестораны Омска находятся здесь. Заказ может прямо сейчас прийти.
Не проходит и пары минут от начала смены, как раздаётся сигнал, оповещающий о том, что кому-то срочно требуется подкрепиться.
— «Ланч-тайм», Орджоникидзе, 7, у нас 12 минут, чтобы дотуда добраться. Обычно таймер даёт нормально времени на дорогу.
И действительно, даже с остановками на небольшие фотосъёмки полупустых улиц до места назначения успеваем добраться быстрее, чем за 10 минут. Закрыто.
Через минуту к двери подходит работница, узнаёт в мужчине, заглядывающем в окно, курьера и, не пуская нас внутрь, возвращается завершать приготовление заказа.
— Иногда приходит два заказа сразу. Это когда один заказ ты ещё выполняешь, а второй уже пришёл, на Ленина они частые. Из-за пандемии вообще стало больше заказов процентов на тридцать, мы практически вот в таком авральном режиме работаем.
Семь минут — и заказ готов.
— Сейчас рестораны закрыты, только на доставку работают, поэтому очереди нет, готовят быстро. Бывает, приходишь, а заказ уже готов.
На то, чтобы доставить заказ до адресата, умный компьютер выделяет нам 10 минут. Неизвестно, как шайтан-машина всё это высчитывает, но на каждую точку, которую нужно было «отбивать» в приложении, мы приходили примерно за 3–4 минуты до истечения срока.
— Вообще, за каждую минуту опоздания штраф один рубль. Раньше было 40 рублей вне зависимости от времени задержки, а сейчас ввели новые правила. Но всё равно всегда можно опротестовать и объяснить, что время было рассчитано неверно.
По новым правилам, из-за эпидемии курьер не может приближаться к заказчикам ближе, чем на метр. Он ставит свою большую жёлтую сумку на пол, на неё складывает заказ, отходит, фотографирует. Только после этого голодный клиент может подойти и забрать еду. Со стороны это выглядит довольно забавно и немного напоминает Куклачёва и его котиков.
— Сначала было удивление, но сейчас, по мере распространения вируса, новостей о эпидемии, люди стали более тревожно относиться к своей безопасности, стали понимать, что это необходимость, а не просто прихоть. Уже не удивляются, относятся с пониманием.
Первый заказ доставлен. И в ожидании нового мы возвращаемся на ближайшую точку у библиотеки имени Пушкина.
— Мы не можем быть разбросаны где попало. После каждого заказа мы обязаны возвращаться на точку старта. В этой локации это Сибзавод, библиотека Пушкина, торговый центр «Омский» и Театральная площадь. Логистика так устроена, что мы разбросаны вокруг определённых точек, чтобы приложение выбирало оптимального курьера для заказа.
Едва мы выходим из омского метроперехода, как приходит новый заказ на Водниках.
— В основном я на Маркса работал. Там есть постоянные клиенты, к которым ты уже не смотришь в 2ГИС, как пройти, знаешь нумерацию зданий, — рассказывает Анатолий, вводя новый адрес в свой смартфон.
— График очень жёсткий, в начале рабочего дня на стартовую точку можно опоздать максимум на 5 минут. Приложение это всё фиксирует, и ты можешь лишиться на этот день зарплаты. Поэтому мы не опаздываем. За год я один раз опоздал, это год назад было, в маршрутке человеку стало плохо. Что сейчас удобно — это пустые улицы, доезжаешь до точки старта очень легко, нет пробок.
Времени приложение даёт ровно столько, чтобы доехать, пешком три остановки дойти не успеем, поэтому садимся в автобус.
Здесь курьер «Яндекс.Еды» чувствует себя более комфортно. Жёлтые поручни оттеняют яркий дождевик Анатолия, и он не так бросается в глаза, как посреди серого пустого города. Да и людей здесь уже побольше.
— В основном пешком, только процентов 30 на автобусе. Я раньше занимался бегом, у меня после пробежки ноги гудели. Сейчас после рабочего дня так же, но это приятные ощущения и бегать не надо.
В день курьер может работать не более 12 часов, а в неделю — не более 40. График он выбирает самостоятельно, но на неделю вперёд.
— Главное — с клиентом общаться как можно вежливее и заказы вовремя и в качественном виде доносить. Требования не очень жёсткие, наоборот, либерализм. Если у меня меняются планы, я могу отменить свою смену, но только заранее, до 12 часов дня перед сменой.
— Иногда в комментариях к заказу пишут «Хочу есть». И ты понимаешь, что нужно быстрее доставить еду, а то мало ли чего, — смеётся Анатолий.
В кондитерской, в отличие от первого заказа, пускают внутрь. Заказ — четыре эклера. «Хочу есть» в приложении не нажато, а значит, клиент, скорее всего, вне опасности.
Идти всего одну остановку, поэтому появляется время на красивую фотографию — курьер на стремительно исчезающей весенней наледи.
— Да, минус, когда холода. Но сейчас, а особенно, когда жара, я понимаю, что люди сидят в офисах, а я могу свободно прогуливаться от заказа до заказа по Ленина, архитектуру смотреть. Только опасный момент, когда идёшь с пиццами, апрель-май, гололёд, вода. Ещё кофе, бывает, плохо закрывается, приходится его нести в руках.
Хотя сейчас в офисах, с началом внеочередных выходных, находится не так много людей.
— Ленина — здесь же все рестораны и здесь все офисы. И если раньше я в основном доставлял в офисы, то сейчас я практически всегда доставляю на дом.
На первые два заказа у нас ушло чуть больше часа. Но на третий нужно ехать с «Сибзавода» на «Голубой огонёк». На дорогу 25 минут. Добираемся, как обычно, с запасом. У «Бургер Кинга» «людно». Девушка в чёрной повязке, чёрном шарфе, чёрных берцах и элегантном сером пальто пришла за своим чёрным кофе.
Заказ ей отдают через окно выдачи. А вот курьера запускают внутрь для прохождения обряда омовения сумки и рук.
— В «Бургер Кинге» особый порядок передачи заказа. Мы моем руки перед каждым заказом и протираем сумку специальным раствором. Это их правило, так делают все, в том числе их курьеры. Причём расстояние между всеми курьерами минимум метр.
Обряд пройден. Вбиваем в 2ГИС очередной адрес — и в путь.
Заказчик встречает нас у подъезда. Анатолий начинает производить свою стандартную процедуру.
— Близко только не подходите, нужно сфотографировать, — просит курьер.
— А вы часто заказываете или в связи с карантином? — интересуемся у клиента.
— В связи с карантином, я только что был в KFC, «Бургер Кинге» — там закрыто, только на заказ. Я пришёл домой, заказал, — делится проголодавшийся Александр, наблюдая, как его бургеры фотографирует малознакомый человек.
— Всё, можете брать заказ, — произведя все необходимые манипуляции, сообщает Анатолий. — Приятного аппетита. До свидания.
На часах 13:15, итого на три заказа мы потратили чуть больше двух часов. Странно гулять среди рабочего дня по полупустым улицам, но, судя по тенденции роста заболеваемости, люди в жёлтой форме с каждым днём будут всё более и более одиноко бродить по стремительно пустеющим улицам.
Наша импровизированная прогулка проходила 31 марта, когда всеобщий режим самоизоляции в Омске ещё не был введён. Однако с новым постановлением работа курьера нисколько не изменилась — ему просто дали специальное распоряжение о возможности перемещаться по городу.