Новый дом, новая квартира — многие только мечтают об этом. И как приятно, когда мечты всё же воплощаются в реальность. Не важно, как люди приходят к своей цели — ипотека, покупка квартиры или расщедрившееся государство — важно ощущение того, что ты теперь владелец собственного жилья. Наверняка так же рассуждали и люди, которые заселялись в квартиры новостройки на Пархоменко, 23А. Многие из жильцов — военные, которые успели помотаться по общагам и старым домам. А тут квартира в новенькой многоэтажке! И всё бы ничего, только по соседству, буквально в 50 метрах, появился ангар, стоящий за забором среди складов и промзоны. Из трубы ангара очень часто, особенно по выходным, валит едкий дым, который портит воздух во всей округе. Как говорят местные, от него болит голова, слезятся глаза, да и просто неприятный запах — мало хорошего. И если жильцы семиэтажки уже даже начали к этому привыкать, то будущим владельцам квартир в строящемся доме на Пархоменко, 25 только предстоит узнать и унюхать, какие ароматы витают над промзоной, находящейся в шаговой доступности. Корреспонденты NGS55.RU Александр Зубов и Мария Фомина, а также фотограф Елена Латыпова решили разобраться, что за предприятие работает неподалёку от жилых домов на Пархоменко.
— Министерство обороны застраивает 18-этажный дом на Пархоменко, 25. Из-за чиновников 277 семей военнослужащих получат квартиры от Министерства обороны в жилом доме, в 45 метрах от которого находится мусоросжигательный завод — предприятие «Экосфера» по сжиганию опасных отходов. По нормативам должно быть 500 метров до жилой зоны, — рассказал Виталий Карпущенко, друг которого получил квартиру в новостройке. — А в 300 метрах от него ещё и детский сад, детская спортивная школа. Это нарушение. Мы написали письмо в Роспотребнадзор, они говорят — мы проверили, всё в порядке. Естественно, мнение жителей Октябрьского округа по этому поводу никто не спросил. Около четырёх тысяч человек попадают в зону негативного воздействия. При этом Роспотребнадзор считает абсолютно нормальным проживание тысяч омичей в санитарно-защитной зоне мусоросжигательного завода. Данный завод запущен и травит омичей. Омск и так входит в пятерку городов с ужаснейшей экологической ситуацией на счет выбросов в атмосферу, получается, что сам же надзорный орган — Роспотребнадзор — вместо борьбы с предприятиями-нарушителями прикладывает к этому руку. Уменьшает установленную законом санитарно-защитную зону более чем в 10 раз для нужд данного предприятия, а не в угоду жителей Октябрьского округа.
Мужчина добавил, что срок сдачи дома, согласно документации, — первый квартал 2020 года. Но
18-этажка не выглядит готовой к сдаче.
— Непонятно, каким образом и кто разрешил это предприятие втиснуть вблизи жилого массива и вообще законно ли такое опасное для здоровья людей соседство. Именно поэтому контролирующие органы и не заинтересованы искать виновников выбросов в Омске, поскольку искать им придется самих себя же, — пояснил он.
Виталий рассказал, что завод видно из окна. Мы убедились в этом сами. Труба завода торчит над ангаром, стоящим у бетонного забора среди промзоны. Она видна и из соседнего, уже заселённого дома.
— Едкий чёрный и белый дым. Неприятный запах. Я не знаю, по ночам они что ли будут жечь, чтобы жители в атаку не пошли, восстание не подняли? А летом как? Ни окна открыть, ни проветрить, — добавил Виталий.
Одним словом, то ещё соседство для жильцов новостроек. А вид из окна такой, что лишний раз на балкон выходить не хочется. Если вы не урбанист, конечно. Тут и железная дорога (причём рабочая, по которой проносятся составы с вагонами и цистернами), и склады с постройками 3-го Разъезда, да и дымящая труба далеко не одна. Котельные, ТЭЦ, другие предприятия.
— Когда вы будете ходить и спрашивать, как тут воняет, уточняйте, про что именно вы говорите. Тут со всех сторон вонища. Спасибо, что хоть дети не трёхглазыми рождаются, — сказала одна из женщин, спешащая по своим делам.
Дома стоят рядом, так что-то, что ждёт будущих жильцов нового дома, уже прочувствовали на себе люди из заселённого. Мы решили пообщаться с жильцами семиэтажки.
— Да, запах, вонь есть. Очень неприятный, едкий. Это, наверное, около года назад началось, может, месяцев 9–10 назад. Жгут там что-то по выходным или ночью чаще всего. Пахнет чем-то химическим. Иногда как газ воняет. Кто-то говорил, что голова болит, глаза слезятся. Некоторые из-за этого даже внуков перестали сюда возить. Но этим вопросом никто толком не занимается. Жильцы точно не собирались, не решали как-то вопрос. Вам нужно к старшей по дому зайти, — посоветовал мужчина, согласившийся с нами поговорить.
Он подробно рассказал, как найти старшую по дому, но её на месте не оказалось. При этом информацию о неприятном запахе нам подтвердили и некоторые другие местные жители.
Мы отправились прогуляться по округе. За жилыми домами находится общежитие для военнослужащих № 1. Общаться встретившиеся нам военнослужащие отказались. Кто-то ссылался на недостаток времени, кто-то советовал обратиться к командованию, а кто-то просто уходил, даже не удосужившись что-то сказать. Видимо, люди, живущие здесь, не сильно переживают за окружающую обстановку. Возможно, они считают, что скоро покинут город переводом в другую часть, как часто бывает у военных.
Детский сад № 238 действительно находится в нескольких сотнях метров от ангара с дымящей трубой. Пообщаться с его администрацией и воспитателями не удалось, поскольку садик закрыли на карантин.
Пройдя по лабиринтам бесчисленных гаражей, мы наконец-то нашли выход на железную дорогу и увидели картину, которая давала понять, что в местном воздухе наверняка содержится половина таблицы Менделеева. Вовсю дымила-парила ТЭЦ и ещё какая-то труба. Дым уходил высоко в небо, да и сама ТЭЦ-5 находится подальше небольшого ангара с трубой, но наверняка местные жители ощущают и выбросы других предприятий.
На путях мы встретили мужчину, который издалека понял, что мы журналисты и какая у нас цель.
— Таблетки там жгут. Просрочку или контрафакт. Отходы медицинские всякие типа шприцов. Я же местный, знаю всё. Обычно по ночам там такой факел над трубой горит, метров на пять, издалека видно. Сразу понятно, что не дровишки жгут. Где-то с год назад это всё появилось. Ну и конечно, запах неприятный, многие недовольны. Еще бы, ни окно не открыть, ни на балкон не выйти. Детей во двор не выпустить, когда вонища такая. Все же по-разному реагируют ещё. Кому-то просто неприятно, а у кого-то и боли могут начаться. Я вообще не понимаю, как такое смогли позволить сделать в черте города. Тут и дома жилые, садик вон. Рынок продуктовый. И химию жгут. Вы сюда ночью приезжайте, они же так делают, чтобы лишний раз не видели, — поделился мужчина.
В этот раз труба не дымила, да и вообще само здание на фоне промзоны в глаза не бросалось. Несколько людей, работающих неподалёку, сошлись в одном — там жгут медицинские отходы.
— Да походу тряпье это всё, типа бинтов, шприцов, то, что после утилизировать надо. После операций в смысле. Таблетки всякие. Шут его знает, может и наркоту какую. Её же где-то жгут. Я не слышал, чтобы кто-то ходил жаловаться, но воняет временами сильно. Нос чешется, — поделился Сергей, работающий на 3-м Разъезде.
Итак, кто же отравляет жизнь омичей или эти жалобы — происки конкурентов? Компания, на которую грешат жители Чкаловского посёлка, действительно называется «Экосфера». Основной вид её деятельности — сбор неопасных отходов, а в дополнительные входит сбор, обработка и утилизация опасных отходов, к которым относятся и медицинские. «Экосфера» занимается их уничтожением, в том числе по договорам с учреждениями здравоохранения Омской области. По данным портала госзакупок, с сентября 2019 года компания заключила с ними 18 контрактов на общую сумму почти 2,5 миллиона рублей и должна обезвредить 9,4 тонны медицинских отходов класса Б. Это эпидемиологически опасные отходы: шприцы, системы, перчатки, органы и ткани из операционных, медицинская посуда и т.п. Причём, чтобы обеспечить себя заказами в начале работы (компания была зарегистрирована в конце 2018 года), «Экосфера» сбивала начальную цену контрактов от двух до десяти раз. В результате утилизация одного килограмма медотходов обходилась, например, роддому № 2 всего в 10 рублей 90 копеек. Кроме медицинских отходов «Экосфера» утилизирует и биологические — инфицированные птицу, рыбу, мясо, а также просрочку, волосы и ногти из парикмахерских.
Лицензия для сбора, перевозки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения медотходов класса Б не нужна. А вот с отходами класса Г (это, в частности, лекарственные, диагностические и дезинфицирующие средства) могут работать только специализированные организации. Они относятся к отходам I-IV классов опасности. Такой лицензии у «Экосферы», как следует из реестра Росприроднадзора, нет. Но компания, как говорится на её официальном сайте, уничтожением таблеток и не занимается. Хотя там же написано, что она «обладает всеми необходимыми лицензиями для утилизации практически всех типов отходов». Размещены даже копии документов, но кем, кому и на какой срок они выданы — разобрать нельзя. Видно, что информация, которая позволила бы идентифицировать обладателя лицензии, сознательно размыта.
Ситуация с выбросами от этого предприятия тоже неоднозначная. Согласованные проекты санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и нормативов предельно допустимых выбросов у компании есть. Хотя, как уточнила NGS55.RU главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Омской области Наталья Яблонская, для некапитальных объектов (а именно такие расположены на участке площадью 3815 квадратных метров по улице 20 лет РККА) разрабатывать проект СЗЗ компания и не обязана. Отходы «Экосфера» сжигает в инсинераторных установках мощностью до 40 тысяч тонн в год, ориентировочная санитарно-защитная зона для которых составляет 500 метров. По проекту, печи могут работать 360 дней в году в две смены — с 7:00 до 23:00. Так что по-хорошему ночью ничем вонять не должно, хотя местные жители утверждают обратное.
Мусоросжигательный объект «Экосферы» — источник 16 загрязняющих веществ: марганца и его соединений, оксида и диоксида азота, сажи, диоксида серы, оксида углерода, смеси предельных углеводородов С1Н4-С5Н12, N, N-Диметилдипропилентриамина, бенз(а)пирена, фенола, бензина, формальдегида, взвешенных веществ, неорганической пыли, биопага и велтона. В год промышленная площадка может давать почти 17,3 тонны загрязняющих веществ, но за её границами должны ощущаться только диоксид азота и взвешенные вещества, и то в концентрации в разы меньше предельно допустимой.
Однако 21 января Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды Обь-Иртышского УГМС на посту наблюдения по Космическому проспекту, в 700 метрах от предприятия, зафиксировал превышение предельно допустимой концентрации бензола. Специалисты заподозрили в выбросах «Экосферу», хотя бензол и не входит в перечень веществ, образующихся при её технологическом процессе, и Минприроды Омской области вышло на завод с внеплановой проверкой. Она показала, что компания не подавала в ведомство декларацию о воздействии на окружающую среду и не проводила мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий. «Экосфере» выдали предписания об устранении нарушений и оштрафовали суммарно на 40 тысяч рублей.
В региональном Минприроды на запрос NGS55.RU ответили, что омичи с жалобами на загрязнение воздуха «Экосферой» не обращались, хотя в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны живут 3878 человек. В общем, по документам ничего страшного в таком соседстве для людей нет.
Земельный участок, который арендует ООО «Экосфера», с апреля 2018 года принадлежит Светлане Герасимовой. Такая же и девичья фамилия директора компании Елены Арайс. Кстати, она же владеет сетью супермаркетов «Карусель детства». И Светлана, и Елена — уроженки Омска, но относительно недавно перерегистрировались в Тюменской области. Во время проведения внеплановой проверки «Экосферы» в феврале обязанности руководителя исполнял Константин Околелов — полный тёзка сына экс-начальника Главного управления ветеринарии Омской области Владимира Околелова.
NGS55.RU обратился к Константину Околелову за комментарием.
— Фабрика сжигает медицинские отходы. Я этого не скрывал и не скрываю, — сказал он. — Но разговоры про выбросы и запах — это всё неправда. Вы рядом находились, и ничем не пахло. Тут множество организаций вокруг, от которых у жителей соседних домов может быть такая реакция. Ваши коллеги написали что-то, что мы не соблюдаем СанПиНы. А какие СанПиНы? Кто не соблюдает? Ни в чём не разобрались. У нас всё по всем нормам и стандартам. Я даже согласен пустить вас на производство, но через неделю.