Город интервью Как выбирают дворы для ремонта и почему жильцы ложатся под каток: ответы главного по благоустройству

Как выбирают дворы для ремонта и почему жильцы ложатся под каток: ответы главного по благоустройству

Глава управления комфортной городской среды в ДГХ Юрий Бибик ответил на вопросы NGS55.RU

По итогам прошлого года жалоб на качество благоустройства по программе в мэрию не поступало

Совсем скоро в Омске начнут составлять перечень дворов, в которых летом развернутся работы по благоустройству. Там появятся новый асфальт, новое освещение, детские площадки, легальные парковки и многое другое. Программа «Комфортная городская среда» реализуется в Омске не первый год, и к ней, конечно, возникают претензии. В редакцию NGS55.RU приходили, например, жалобы на качество работ и на то, что очередь формируется не совсем понятным образом. Наш корреспондент встретился с курирующим эту тему сотрудником мэрии — начальником управления формирования городской комфортной среды в департаменте городского хозяйства Юрием Бибиком, который рассказал, с какими трудностями сталкиваются чиновники, когда реализуют программу благоустройства.

— Юрий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, как формируется очередь на благоустройство дворов.

— Сначала происходит приём заявок. В этом году он идёт с 3 по 28 февраля. Затем 10 рабочих дней (в этом году до 16 марта) сформированные окружной администрацией комиссии отбирают и проверяют эти заявки. Идёт и документальная, и фактическая проверка. Если основной критерий, по которому нужно благоустройство, это разрушение асфальта, члены комиссии выезжают и смотрят его. Благодаря этому можно получить максимальные 100 баллов. Кроме того, существуют документальные критерии — наличие сформированного земельного участка, участие этого дома в конкурсе в прошлые годы. За каждый год даются дополнительно 5 баллов, за сформированный участок — 50 баллов. Комиссии проверяют выписки из Росреестра по земельному участку, смотрят по своим базам, были ли заявки в предыдущие годы, чтобы добавить соответствующие баллы. Кстати, в состав комиссий, кроме представителей округов, входят депутаты Городского совета, Законодательного собрания Омской области, представители разных общественных объединений, сотрудники департамента имущественных отношений (именно они проверяют участок).

По итогам этой работы формируется ранжированный перечень дворовых территорий. Чем больше баллов набрал дом, тем выше он в этом перечне. Если количество баллов одинаково, то выше в списке оказывается тот, кто подал заявку раньше. Если предоставлены недостоверные сведения, заявка отклоняется. Когда ранжированный перечень уже составлен, его предоставляют на рассмотрение в общественную комиссию администрации города. Та соответственно утверждает пять перечней, по одному на каждый округ.

— Эти перечни находятся в открытом доступе?

— Они утверждаются постановлением мэрии и соответственно публикуются. Их можно найти на сайте мэрии.

— Получается, если дом подавался на конкурс и раньше, его шансы растут, но они не стопроцентные…

— Если он участвовал с 2017 года, он получит 15 дополнительных баллов. Но вообще основной критерий, по которому происходит ранжирование заявок, — это степень разрушения асфальта. Критериев, кстати, всего 4. Раньше их было больше, но их начали «резать» как несущественные. Теперь остались степень разрушения асфальта, наличие сформированного земельного участка (этот критерий появился в прошлом году, потому что вышло постановление федерального правительства номер 106 от 9 февраля), наличие общедомовой территории (10 баллов за это даётся). Ну и четвёртый — за участие в конкурсе в прошлые годы, чтобы поощрить старых участников.

Горожане не всегда довольны результатами благоустройства, но, по словам чиновников, тут есть нерешаемые проблемы

— Какие работы чаще всего входят в благоустройство?

— В 2017 году речь шла исключительно о ремонте асфальта, потому что деньги выделялись из дорожного фонда. Начиная с 2018 года средства выделяются по статье «Благоустройство». Это уже любые работы, кроме капстроительства: проезды, тротуары, подходы к подъездам, освещение, скамейки, урны, озеленение, парковки, ограждение.

— Видимо, в первую очередь горожане хотят парковок во дворе?

— Тут кто как. Видите, есть два перечня работ: минимальный и дополнительный. Минимальный перечень требует от нуля до 15% софинансирования, все прописывают ноль, и мы это по умолчанию принимаем. Дополнительный перечень предполагает от 20 до 50% софинансирования, и парковка входит именно в него. Практика показывает, что не все готовы выложить свои деньги. По итогам прошлого года, например, из 30 дворовых территорий в реализации дополнительного перечня участвовали только 25.

— План работ в конкретном дворе должны готовить сами авторы заявки?

— Да, при подаче заявки собственники жилья прикладывают конкретную схему, образец которой есть в постановлении. Там указываются все виды работ, которые они хотят, количество скамеек, урн и т. п. Эта информация должна быть указана и в протоколе собрания собственников, который прикладывается к заявке. Ещё прикладывается смета, туда все виды необходимых работ вписаны.

— Эта схема проходит экспертизу на предмет соответствия правилам градостроительства?

— В окружную комиссию входят окружные архитекторы, которые сверяют схему с требованиями законодательства. В 2018 году возникали ситуации, когда, например, парковка по схеме была ближе к дому, чем на расстоянии 10 метров. Тогда парковку отодвигали, чтобы всё было в соответствии с законом. В прошлом году детская площадка должна была появиться вблизи газгольдера, и её перенесли. Специалисты корректируют такие вещи. К тому же в схеме указываются только виды работ, без конкретных мест размещения, так что всё можно подкорректировать позже.

— Я правильно понимаю, суммы, указанные в смете, позже меняются? То есть смета — это нечто предварительное?

— Да. Сейчас ценообразование проходит только в том случае, если дом гарантированно включён в перечень работ по благоустройству. Законодательство даёт на это 14 дней.

— И перечень работ тоже может измениться?

— Были разные ситуации. Например, случалось, что в процессе выполнения работ по инициативе собственников либо по результатам торгов выполнялись не те работы, которые заказывались изначально — скажем, вместо детской площадки для детей 6–11 лет поставили площадку для детей 3–6 лет, или заасфальтировали 200 квадратных метров вместо 300.

Другая история: по итогам 2019 года, когда управляющие организации были у нас заказчиками, практически все они заложили себе дополнительные объёмы, и в процессе получилась сумма на 10% меньше, чем та, которая была в изначальной смете. В принципе те объёмы работ, которые управляющие организации заложили, были невозможны! Чтобы такие моменты не возникали, мы стараемся как можно больше уточнять, но, с другой стороны, возникает проблема: если сметы будут торговаться через 44-й федеральный закон, жители могут получить то, что не заказывали, так как закон не конкретизирует, а разрешает только описание. Мы можем написать, что нужна, скажем, скамейка такого-то цвета, не менее метра-полутора, из двух дощечек, но никакую конкретику внести не можем. Соответственно подрядчик, который заходит в конкретный двор по результатам аукциона, может купить всё, что попадает под описание. Если будет сказано, например, что нужна качалка-балансир в виде лягушки или самолётика, то он может купить или то, или это, а уточнить, что именно лягушка нужна, мы не имеем права.

Во дворах благодаря благоустройству появляются не только парковки, но и детские площадки

— При таких порядках трудно получить желаемое.

— Это можно было бы получить, если бы мы проводили не аукцион, а конкурс, но благоустройство дворовых территорий входит в аукционный список, утверждённый правительством РФ.

— Претензии к качеству часто возникают?

— По итогам 2019 года не было ни одного обращения. В 2018 году претензии были. Прямо сейчас мы судимся с подрядчиком, выполнявшим работы в Кировском и Центральном округах. Уже было несколько заседаний, сейчас перенос заседания на 24 января.

— То есть в целом отношения с подрядчиками нормальные?

— В том-то и дело, что 44-й закон ставит нас в такую ситуацию: кто ниже упал в цене, тот и получил контракт. Тут единственный выход — предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе управляющим организациям, как мы сделали в 2019 году. У управляющих организаций нет нужды проходить 44-й ФЗ, они напрямую заключают договоры с подрядчиками и поэтому могут выбирать тех, кто им больше нравится. При этом мы понимаем, что по дворам не такой большой объём работы, как по общественным пространствам, и подрядчики в принципе справляются.

— А вы не прикидывали общую статистику? В абсолютной теории, если программа продолжит работать в тех же темпах, сколько ещё лет и миллиардов понадобится, чтобы охватить весь город на первый раз?

— Ну смотрите. Программа реализуется вообще-то очень давно. Она работала ещё в 2008 году, просто называлась иначе. Учитывая, что асфальт имеет свойство разрушаться, сейчас в проект уже заходят те дворы, в которых благоустройство проходило ещё в начале, и отказать им мы не можем. Есть ещё одна проблема: программа по требованиям федерального законодательства носит заявительный характер, в ней участвуют только те дома, в которых активные старшие по дому. От старших всё и зависит: если у них есть желание, дома входят в программу.

— Счётная палата эту программу проверяла?

— У нас уже была проверка по итогам 2018 года. По итогам 2019 года проверка запланирована на второй-третий кварталы.

— Работы проводятся не только летом?

— У нас есть федеральное требование: договоры с подрядчиками заключаются не позже 1 мая. Окончание программы — 31 декабря. Но понятно, что работы, которые связаны с ремонтом асфальтобетонного покрытия, могут проходить только в тёплое время года, а, скажем, устанавливать скамьи или урны можно и зимой. По итогам 2019 года всё было сделано в тёплое время года. За счёт экономии удалось закупить малые архитектурные формы, и их ставили уже зимой.

— Люди жалуются на то, что каждый год нужно обновлять документы, чтобы снова заявиться на конкурс…

— Наличие протокола — это федеральное требование, и без этого не обойтись. И требование верное: ведь у людей часто меняются мнения о том, что поставить в своём дворе. А тут год прошёл — кто-то уехал из дома, кто-то въехал. Готовы эти люди принимать участие в софинансировании или нет?

— Кстати, мнения могут разделиться.

— Да, бывает так, что половина жителей против парковки, а половина за. Но мы ориентируемся на протокол собрания, на уполномоченных этим собранием, которые и принимают решение.

— Бывают и конфликтные ситуации, наверное?

— Бывало всякое. Помню историю 2017 года, когда половина дома была за асфальтирование, а половина против, потому что считала, что асфальтирование вызовет подтопление территории. Люди даже под каток ложились и так далее. Вызывали участкового, работы проводились в присутствии полиции. От асфальтирования действительно никакого негативного эффекта быть не могло: для борьбы с подтоплением нужна была ливнёвая канализация.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства