Город фоторепортаж «Эстетика окраин»: фотограф снимает Омск, который не принято показывать по телевизору

«Эстетика окраин»: фотограф снимает Омск, который не принято показывать по телевизору

Евгений Софийчук снимает отдалённые и неприметные уголки нашего города, превращая их в искусство

Некоторых героев Евгений фотографирует без разрешения — ловит момент; с другими налаживает контакт и просит их посмотреть в камеру

Думаем, вы уже знакомы с работами фотографа Евгения Софийчука. Молодой омич снимал для NGS55.RU такие работы, как новогодний автопробег знаменитого рыжего ЗИЛа, встречал 31 декабря в плацкартном вагоне, караулил Пеннивайза и единорогов на льду около «МЕГИ». Сегодня мы решили познакомить вас с основным течением его творчества — с эстетикой омских окраин.

Центральный рынок. Торговля мясом. Фактурная женщина — то, что нужно. Подошёл, поднял камеру, нажал на спуск. Без разрешения.

— Это что сейчас было?
— Вы такая красивая… Не удержался!

Именно так и было положено начало уличной и жанровой фотографии Евгения Софийчука. До того дня молодой человек отдавал предпочтение не человеческим лицам — бетону и камню, точнее, омским заброшкам. Фокусировал в своём объективе тёмные коридоры закрытых заводов, битые окна брошенных фабрик, ветхие лестницы канувших в лету учреждений. Силился передать случайному зрителю их специфическую, необычную, мрачную атмосферу. Однако некоторое время спустя всё-таки понял: на фотографиях не хватает жизни, эмоций. Тогда-то он и отправился в люди. Первым делом на рынок.

— Я стеснялся. После того, как я без спросу сфотографировал ту женщину, она сильно удивилась. Но я сделал ей комплимент, она заулыбалась, а я развернулся и пошёл дальше. Эмоции зашкаливали! Был довольно сильный прилив адреналина и жажда снимать дальше, что собственно я и сделал, заметив, как сильно отличаются ощущения. Одно дело, когда ты снимаешь просто какую-то локацию, либо антураж. И совсем другое — живые люди, плюс ещё и незнакомые! — делится с нами Евгений. — В этот момент что-то у меня в голове щёлкнуло, и я понял, что хочу заниматься именно этим.

Позже Евгений это сравнит с «настоящим наркотиком», слезть с которого ему уже практически невозможно.

— Ты с каждым разом пытаешься «повышать дозу», снимать всё ближе, а также тех людей, к которым раньше и подойти-то было боязно, не то, чтобы их сфотографировать! Каждый раз это определённое усилие над собой, борьба с сомнениями и неуверенностью, — продолжает Евгений.

В уличной фотографии главное — постоянная, ежедневная практика. Кроме того, далеко не последнюю — едва ли не ключевую — роль играет умение общаться с людьми. Грамотно донести до героев снимка причину, по которой ты наблюдаешь за ними сквозь объектив, не позволяя ситуации перерасти в вооружённый конфликт.

Хотя Евгений, признаться честно, предпочитает сначала действовать. Лишь потом объяснять.

— Сперва снять, а затем уже говорить. Так как для меня в приоритете именно момент и живая эмоция, — объясняет фотограф.

Иногда омич, напротив, работает от обратного. Разглядев в эффектном для него персонаже потенциал, фотограф подходит и заговаривает с человеком. Представляется, объясняет цель своего визита и начинает уговаривать того на хороший снимок. Порой приходится доказывать, что это не шутка, не розыгрыш и не обман — в подтверждение профессионализма и «в защиту доброго имени» Евгений показывает свой профиль в Instagram.

— Реакция людей, которые заметили, что их внезапно сфотографировали — бывает самая разная. Первые улыбаются, вторые просто не замечают, а третьи уже подходят разбираться и задавать вопросы. Но, как правило, ситуация всегда заканчивается хорошо, — отшучивается омич.

В объективе Евгения всё чаще встречаются колоритные омские окраины: «телевизионка», «привокзалка», Ленинский рынок, частный сектор, расположившийся под Фрунзенским мостом, самобытный Порт-Артур и, непременно, Старый Кировск. На снимках — не только местная архитектура, показанная сквозь разные планы, но и местные жители (именно люди). Как утверждает омский фотограф, они и вдыхают в кадры настоящую жизнь, как нельзя лучше отражая эстетику нашей обыденности.

— На своих снимках я пытаюсь показать то, чего мы не замечаем в круговороте будничной суеты. Людей, с которыми каждый день сталкиваемся, но не придаём этому особого значения, тем более не замечаем их по-своему уникальной фактуры и открытой души, а также искренних эмоций, пусть и довольно угрюмых в наших реалиях. Будь-то водитель автобуса или бабушка, торгующая недалеко от остановки. Также в какой-то мере хочется документировать то время и то место, в котором мне довелось жить, раскрывая его не только с внешней, но и с внутренней стороны. Со стороны простых людей, о которых обычно не говорят по телевизору и не пишут в газетах, — признаётся Евгений.

Нередко героями его фотопроектов становятся дети. Одни вроде бы хотят попасть на снимок, но немного стесняются, и потому стыдливо прикрывают лица руками.

Других уговаривать не надо — мальчишки уверенно прыгают перед самым объективом, проверяя, точно ли они расположились в самом центре будущего — персонального — кадра.

— Фотография, портрет незнакомого человека — это совсем не страшно. Не так страшно, как многие думают. Я занимаюсь этим исключительно ради творчества, — заканчивает омич.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства