Проезжающие через метромост омичи заметили неладное несколько дней назад. Некоторые даже поделились фотографиями случившегося в соцсетях. Но почему-то бурной реакции не было. А многие и до сих пор не знают, что под опорами моста, ближе к левому берегу Иртыша, русло реки обмелело. Теперь там можно гулять пешком, а остров напротив набережной Тухачевского стал полуостровом.
На разных картах, кстати, очертания полуострова разнятся. На некоторых он выглядит тоненькой полоской суши, а на фото со спутников это матёрая часть берега, заросшего диким лесом. Настоящие морские волки не доверяют картам, только своим глазам, поэтому мы отправили посмотреть на обмелевшую реку нашего корреспондента Александра Зубова.
— Обмеление реки в данное время — нормальное явление. Обмеление происходит по всей длине реки. Уровень воды снижается — где-то больше, где-то меньше, — формируются летне-осенний межень. Перед заморозками уровень воды немного повысится, — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Обь-Иртышского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Только вот люди, живущие неподалеку, таких случаев припомнить не могли. С левого берега на остров теперь можно дойти пешком, не намочив ног.
Я не удовлетворился ответом учёных и решил всё проверить сам. Спустившись с берега, я заметил, что обмелевшим руслом тут же воспользовались любители экстремального отдыха — они уже успели покататься по нему на квадроциклах. Всего пару недель назад здесь можно было проплыть только на водном мотоцикле или на лодке, а сейчас хоть на старой дедушкиной «Яве» приезжай.
На обмелевшем русле нашёлся игрушечный трактор. Возможно, это поросёнок Пётр пытался свалить по руслу из Омска, но случилась поломка, и он ушел искать помощи к соседнему автосервису. Мне кажется, это точно знак, что всё-таки стоит оставаться в нашем городе.
Судя по всему даже йети, живущий поблизости, не упустил возможности посмотреть, что произошло с Иртышом. Только вот здоровяк не учёл собственный вес и немного провалился в илистый берег, который еще не подсох. Если серьёзно, то местами по руслу ходить действительно опасно — нога проваливается по колено, и есть шанс оставить здесь обувь или просто не выбраться без посторонней помощи.
На фото отлично видно, что от сильного течения, которое было в этом месте, остался только ручей, который рекой назвали бы разве что в Найроби. Иртыш делает здесь игривый поворот и вместо привычного направления под опорами метромоста проходит рядом с берегом.
В русле осталось несколько неглубоких луж, ими вовсю пользуется парочка уток. Они, вдоволь накупавшись в достаточно прохладном Иртыше, залетают в тёплую воду и нежатся там, как в сауне. А что, и вид отличный. Птичья романтика!
Сразу хочу предупредить всех пиратов и кладоискателей: в высохшем русле вы не найдете затонувшие парусники с пиастрами или скелеты неудачливых викингов. А вот других артефактов полно. Живописную картину портит мусор — он здесь кругом. И оставили его преимущественно рыбаки. Кругом лежат банки от приманки, пластиковые пакеты, бутылки от алкоголя. Меня всегда удивлял тот факт, что эти люди, проводящие столько времени на природе, относятся к ней так неуважительно.
Действительно, ничто не вечно под Луной: место, которое совсем недавно было залито водой, отделяющей целый остров от берега, теперь больше похоже на пустыню. Картину отлично дополнил бы караван верблюдов.
Берег новоиспеченного полуострова, который находится напротив набережной Тухачевского, покрыт кирпичом: его здесь столько, что дядюшка Тыква построил бы себе дом за пару дней. На берегу сидел одинокий рыбак. Я решил с ним пообщаться и узнать у человека, который здесь бывает чаще учёных из УГМС, его мнение по этому вопросу.
Мужчина представился Александром и признался, что рыбачит в этих местах уже давно, больше 10 лет. На его памяти были времена, когда русло мелело, но такого, чтобы вода уходила совсем, он не смог припомнить.
— Нет рыбы. Хищник не идёт. Рыба ушла. Я сюда прихожу лет 10 уже, и не меньше, чем раз шесть в месяц. Такого не припомню. На рыбалку это очень влияет, и я думаю, что не только на нее. Всё связанно же. В природе система. Тут ушло — а там пришло. Я думаю, что это китайцы опять что-то с дамбой мудрят. Не просто так в конце осени так река мелеет. Одно точно могу сказать: поклёвка — хреновая, — поделился рыбак. Он рассказал, что уже год пользуется электросамокатом для того, чтобы добираться до места рыбалки, и теперь по пустому руслу дойти на берег нет никаких проблем.
Рыбак остаётся рыбаком всегда и, несмотря на «хреновую поклёвку», Александр продемонстрировал свой улов, вытащив одну рыбу из воды прямо при мне.
Берег на полуострове очень живописный: яркая сочная трава, густой лес. Хоть это место вдоль и поперёк пройдено любителями рыбной ловли, а тут и там — кострища и остатки от «шашлыков», — всё равно интересно прогуляться по тропинкам и посмотреть на родной город с другой стороны.
На мой взгляд, вид открывается отличный. А пасмурная погода даже придала свой шарм. Я впервые смотрел с реки на этот берег, обычно всё было наоборот: с набережной — на остров.
— Я не знаю, почему так случилось, но в этом точно ничего хорошего нет. С природой явно что-то не так. Без людей тут не обошлось. Сколько живу в Омске, я такого никогда не видел. Было, что река высоко поднималась. Это нормально — половодье. А вот чтобы так мелело на ровном месте... Но вот из-за чего это всё произошло, точно не у меня надо спрашивать. Я могу только сказать, что рыба ушла. Она любит глубину, ямы. С утра сижу — а всё пусто, — признался рыбак, тоже представившийся Александром.
Так получилось, что из трёх человек на полуострове, включая меня, все были тёзками. Теперь я буду называть его Александровским... или Александрийским. Красиво, правда же? Я находился как раз между двумя местами, где обосновались рыбаки. Загадав желание, чтобы вода вернулась, я поспешил обратно на берег. Вдруг оно сразу сбудется и придётся остаться здесь жить?