На глубине нескольких метров под землей началась консервация первого пускового участка первой линии омского метро «Библиотека имени Пушкина». Работы ведет уральская компания «Челябметросторой» (она была единственным участником тендера) и выполнит их по начальной цене контракта — за 97 миллионов рублей.
Правобережный участок многострадального омского метрополитена находится в самой высокой степени готовности по сравнению с другими. Его протяженность — 730 метров. Этот участок решили законсервировать в первую очередь, потому что он находится в центре города. Работы на первом пусковом участке закончат уже в середине декабря.
В тоннель мы проникаем через вентиляционную шахту. Здесь очень холодно и темно. Мобильная связь не улавливает сигнала. На стенах осел оставшийся после зимы конденсат. Перед началом работ через эвакуационный выход из тоннеля вычистили всю грязь. Теперь челябинские метростроители приступили к самой консервации.
— Здесь предусмотрена сухая консервация — доведение незавершенных конструкций до проектного состояния и обеспечение вентиляции, водоотлива и осушение. Залить тоннели бетоном не получится — это колоссальные деньги, в этом и нет необходимости, — поясняет технический директор КУ «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Владимир Плеханов.
Омское метро не хоронят. Под «сухой» консервацией подразумевается завершение работ с ранее начатыми конструкциями, оборудование их системами вентиляции, электроосвещения и водоотведения. Таким образом объекты удастся сохранить до того момента, пока не будет решено их использовать. Правда, когда это произойдет и произойдёт ли вообще, никому не известно. В тоннеле будет работать «система контроля доступа от проникновения третьих лиц» — видимо, причиной этому послужил недавний инцидент, когда омич Игорь Убежкин проплыл на лодке по омскому метро в районе недостроенной станции «Заречная».
Первые предложения построить в Омске метрополитен звучали ещё в 1960-х годах. Официальное решение было принято в конце 70-х, когда город стал миллионником. Работы начались в 1992 году, но позже были приостановлены из-за отсутствия денег и банкротства застройщика, НПО «Мостовик». У челябинского метро (несложно догадаться, что его строил именно «Челябметросторой»), кстати, похожая судьба. Его начали строить в 1992 году, но дата открытия первого пускового участка до сих пор не известна.
Однако Владимир Плеханов допускает мысль о том, что на месте так и не случившегося с Омском метро когда-нибудь запустят городской трамвай. Но только не скоростной — его возможно запустить только по отдельной полосе, которая будет удалена от автотранспорта. По его словам, подземная часть трамвайных путей строится по тем же нормативам, что и метро, поэтому идею о возможной трансформации проекта строительства метрополитена в проект строительства метротрама можно воплотить в реальность. Правда, для этого придётся внести серьёзные изменения в градостроительную документацию.
Сотрудники МЧС периодически производят в пустом тоннеле замеры воздуха — по их словам, под землей высок риск утечки метана. Сегодня — дата очередной проверки.
— Минуту метаном подышит человек и может упасть в обморок, — поясняют спасатели.
На фото ниже — вентиляционная шахта, конечная точка строительства первого спускового участка. К ноябрю здесь установят вентиляционный киоск для нормальной циркуляции воздуха и теплового обмена в тоннеле. Это поможет предотвратить появление изморози и конденсата.
Кроме того, сейчас идут работы по консервации метро на улице Богдана Хмельницкого. Его консервируют «мокрым способом» — пространство заполняют забутовочной смесью.
— Забор на Богдана Хмельницкого уберут? Вместе с планом Полежаева, который там до сих пор висит? — напоследок интересуются журналисты у Владимира Плеханова.
— Какой план Полежаева? Там только буква «М»...