Сегодня, 8 июня, в Омске прошёл пикет в поддержку задержанного в Москве журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Его задержали на Цветном бульваре в Москве примерно в 14:40 днем 6 июня, сообщало издание «Медуза». Голунов в этот момент шел на рабочую встречу с другим журналистом. По официальной версии ГУ МВД России, в квартире Ивана Голунова обнаружили наркотики — сам корреспондент это отрицает.
Во многих городах сегодня прошли пикеты в поддержку Голунова, поскольку журналистское сообщество уверено, что дело сфабриковано и на самом деле связано с его деятельностью — он занимался расследованиями. Как пикет прошёл в Омске, в репортаже фотографа NGS55 Елены Латыповой.
Пикет начался в 14:00 — первой с плакатом встала Наталья Яковлева, корреспондент «Учительской газеты». Не прошло и минуты, как к ней подошли двое полицейских.
Они вежливо попросили документы, проверили паспорт, после чего сказали «Спасибо» и отошли.
Корреспонденты делились между собой, что случай с Голуновым — вопиющий. Никто не сомневался, что дело сфабриковано.
В это время пикет начал разворачиваться в соседнем месте. По закону нельзя находиться ближе 50 метров и поэтому второй человек с плакатом встал с другой стороны Театральной площади, ближе к Комсомольскому мосту.
Полиции было немного. По крайней мере по форме. Люди в штатском периодически сообщали по телефону, сколько людей на площади и с какими плакатами они стоят.
В среднем каждый журналист стоял около получаса, чтобы дать место другим. К площади стали подтягиваться активисты, журналисты изданий «Красный Путь», «Новой газеты» и других, члены фракции «Яблоко».
Женщина пришла на пикет с двумя собаками.
— Собак надо выгуливать. Три раза в день. Ну так совпало, — поделилась она.
Дождь время от времени усиливался, зонтик передавали по очереди, но упорно стояли, даже когда вокруг никого не было.
— Только не задерживайте её! — увидев пикет, обеспокоенно крикнул пожилой прохожий фотографу, но когда понял, что перед ним корреспондент, успокоился. — Я уж напугался, что задерживать собрались.
Кажется, страх быть задержанным уже укрепился у людей напрочь.
В целом, прохожих было мало, они лишь удостаивали плакат беглым взглядом. Лишь редкие вчитывались и пытались понять суть проблемы. Далеко не все знали об инциденте с Иваном Голуновым.
Среди пикетирующих были и обычные люди, с журналистикой не связанные. Мужчина поделился, что произошедшее считает шагом к полному беспределу и бесправию журналистов. Поэтому и решил принять участие.
Среди журналистов, вышедших на пикет, была и корреспондент NGS55 Ирина Буркина, отвечающая на сайте за сферы бизнеса и образования.
Всего несколько секунд, и полицейские подошли к ней тоже. Один из сотрудников МВД даже услужливо подержал зонт, пока она ищет паспорт.
— Это просто наша работа, — будто извиняясь, сказали они, сфотографировали паспорт и ушли.
Пока пикет продолжался, полицейские держались чуть подальше, под навесом.
Время от времени к Ирине подходили прохожие. Они делились своими переживаниями, что такие пикеты ничего не дадут — всё бесполезно, но всё-таки благодарили за активную позицию.
Но чаще пикет проходил в гордом одиночестве и без внимания.
— Я не хочу, чтобы журналистика стала «запуганной» профессией. Я надеюсь, что право на свободу слова в нашей стране — это не просто статья в конституции. Я вышла на пикет, чтобы не только поддержать независимого журналиста Ивана Голунова. Я хочу поддержать всех свободных и честных людей, — рассказала Ирина Буркина.
Некоторые пытались соорудить плакат из того, что есть под рукой.
Всего в акции приняли участие около 15 журналистов, фотографов, активистов и просто неравнодушных людей.
— Мы отстояли. Нет, пока не Ивана Голунова и тем более — не свободу слова. Только пикет. Но есть надежда. Потому что было нас не трое, как я боялась, а в пять раз больше. Полиции по кустам было примерно столько же, — поделилась позже Наталья Яковлева, которая первой вышла на акцию.
Сейчас на пикетах по всей стране решается даже не просто судьба Ивана Голунова, а судьба свободы слова в принципе.
Иван Голунов стал наглядным примером, тем самым скрытым страхом каждого журналиста.
При желании от любого, кто пишет неудобные вещи, можно избавиться. Самым простым способом и даже не меняя строк в конституции.
Олег Малиновский