В омском Горсовете сегодня прошло очередное заседание комитета по вопросам ЖКХ и транспорта. Центральной темой стали вопросы, связанные с мусорной реформой: мэрия в лице замдиректора департамента городского хозяйства Михаила Горчакова отчиталась о том, как эта реформа реализуется.
По словам чиновника, в ближайшее время должны быть созданы 842 новые санитарные площадки, с которых региональный оператор будет забирать мусор. Правда, в Омске есть ещё 2100 площадок, которые сейчас не соответствуют требованиям СанПиН, — но денег на то, чтобы привести их в порядок, у города пока нет.
У депутатов возникли вопросы к докладчику.
— У Минстроя России есть прекрасные рекомендации насчёт санитарных площадок, — констатировал Дмитрий Петренко. — Например, есть рекомендация о том, что контейнеры должны заполняться не больше чем на 75%, чтобы из них ничего не вываливалось; есть нормы о количестве контейнеров в зависимости от числа жильцов в округе, количества магазинов и других предприятий. Вы эти нормы учитываете?
Отвечать на этот вопрос вызвался глава комитета Виталий Путинцев.
— Рекомендации — на это и рекомендации, — объяснил он. — Нюансов ведь очень много! По нормам Минстроя, один контейнер должен быть на каждые 3–5 домов в частном секторе, но это абсолютно нереально: производителей контейнеров всего два на страну, и они нас не смогут обеспечить. Так что рекомендации рекомендациями, но нам нужно искать золотую середину…
Депутат Юрий Козловский тоже заговорил о частном секторе. Сейчас жители частных домов просто оставляют пакеты с мусором у дороги, а с того момента, как заработает региональный оператор «Магнит», им придётся носить отходы на санитарные площадки — во многих случаях это достаточно далеко от дома. Возникают вполне естественные опасения, что они будут поступать как раньше; да и кто заставит их заключить договор с «Магнитом»?
Выяснилось, что тут ситуация довольно простая: договор будет считаться заключённым автоматически даже не после оплаты первой квитанции, а уже на 16-й день работы регионального оператора, даже если конкретный домовладелец не совершал никаких действий. Об этом рассказал юрист «Магнита» Андрей Марцун.
— Ездить по улице и собирать пакеты с мусором наши водители не обязаны, — заявил он.
И в самом деле: чистота улиц — это проблема муниципалитета, а не регионального оператора. Именно городские власти должны каким-то образом приучать горожан к новым порядкам и на свои деньги убирать нелегальные скопления мусора. Между тем расстояние до санитарных площадок для многих омичей составит долгие сотни метров (притом что по закону оно не должно превышать ста метров).
— В частном секторе размещать площадки для мусора в соответствии с нормами вообще не получается, — констатировал депутат Аркадий Лунёв. — Там между домами всегда меньше 20 метров, а длина улицы — всегда больше ста. Может быть, рассмотреть возможность создания промежуточной структуры, которая бы собирала мусор у горожан и передавала его «Магниту»?
Горчаков ответил, что закон такое запрещает. Правда, Лунёва тут же поправили: оказывается, в условиях сложившейся застройки норму про максимальное расстояние в сто метров и минимальное в двадцать можно игнорировать (если это одобряет Роспотребнадзор).
А Дмитрий Петренко постарался выяснить у представителя прокуратуры, отреагирует ли это ведомство на отказ «Магнита» собирать пакеты с мусором вдоль улиц.
— Или «новая государственность», которую провозгласил помощник президента Владислав Сурков, такое одобряет? — спросил депутат с сарказмом. — Подходит такое «глубинному народу»?
Представитель прокуратуры ответил, что, если будут обращения, вопрос будет изучаться.
В конце концов депутаты проголосовали за «принять к сведению» (какие-то другие действия и не предполагались). Из обсуждения стало понятно, что вопросов в связи с идущей сейчас реформой много и к 1 апреля, когда заработает региональный оператор, останется много масштабных недоделок. Но обратного пути нет, и все омичи через два месяца станут клиентами «Магнита», даже если им этого не хочется. Михаил Горчаков на уточняющий вопрос журналистов ответил чётко: возможности отказаться у горожан нет.