Прошло две недели с того момента, как Валерия Бегма стала директором «Спецавтохозяйства». Корреспонденты NGS55.RU побывали в учреждении и посмотрели, что там изменилось с приходом нового директора.
«Спецавтохозяйство» — организация, которая занимается отловом, временным содержанием и убийством бездомных собак. В среде зоозащитников это учреждение называют «концлагерем для собак». В его работе не раз выявляли нарушения, которые становились причиной прокурорских проверок.
«У меня в машине сейчас мёртвый щенок лежит»
Приёмная завалена мешками с кормом, лекарствами, поводками-ошейниками. Проходим в следующий кабинет, директорский: здесь кошка без лапы, пять кашляющих собак и труп шестой на полу.
— Только что усыпили [собаку] — из «Друга» ветеринара попросили [это сделать], наша [сотрудница] под машину попала. Собаку усыпили, потому что мучилась. Судороги, без сознания. Тяжёлая инфекция.
— Какая?
— Я вчера ночью ездила в клинику с другой собакой, щенок мёртвый у меня ещё в машине лежит. У него парвовирусный энтерит — тяжёлое заболевание.
По статистике ветеринаров, летальность этой болезни при групповом содержании вырастает почти вдвое. Тяжёлые условия содержания только усугубляют ситуацию — половина собак по-прежнему истощены и обезвожены. Хотя бы чума, которой боятся в «Спецавтохозяйстве», по словам Валерии Бегмы, не подтверждается.
— Вот так и живём, сейчас буду труп выносить.
— А говорили, что в САХе собаки не болеют.
До этого Валерия Бегма говорила, что нездоровых собак в «Спецавтохозяйстве» раньше было принято убивать.
«На мясокомбинате коров убивают»
Валерия Бегма работает директором «Спецавтохозяйства» две недели. За это время произошли серьёзные кадровые изменения — шестеро сотрудников уже уволились и ещё несколько на подходе. У каждого свои причины.
— Ушёл отловщик, который сетью не умеет работать. Они умеют на поражение [стрелять]. Одному из рабочих Плеханов (предыдущий директор САХ. — Прим. ред.) обещал зарплату 18 тысяч, когда принимал на работу, а заплатил 11. Оказывается, об испытательном сроке рабочему не сказали, а тот подписал трудовой договор не глядя. Работа непростая, ушёл. Или двое охранников, которым тяжело носить воду собакам. Тяжело — пожалуйста. Омск — город больших возможностей. А мы найдём достойных людей, — рассказывает она.
— Волонтёры помогают?
— Конечно. Отдел кадров переселили в бухгалтерию, а на освободившееся место волонтёров и посадим. У нас уже есть человек, который будет пиарить животных. Но в настоящий период времени кого здесь пиарить? Вот (показывает на собак в кабинете): уже неделю сидят в тёпле и всё равно кашляют, кожа да кости. Мне говорят — вы пришли в жестокую организацию и хотите в ней что-то изменить. Мол, на мясокомбинате коров всё равно убивают.
«Без стерилизации проблему не решить»
— Работники неделю не выезжали на отлов — не было диспетчера, который бы принимал звонки. А диспетчера я не могла взять из-за бюрократических сложностей. Я отловщикам сказала делать будки, раз всё равно никуда не ездят. Они просидели неделю. Сегодня поехали на отлов. Говорю им — всё, у вас минус одна личная комната. А куда мне собак девать?
По словам Валерии Бегмы, сегодня она мало чем может похвастаться: есть заказы на отлов, вольеры переполнены животными в плачевном состоянии.
— Нам понравился опыт Московской области, когда они отлавливают собак небольшими количествами, привозят их на стерилизацию. После операции держат десять дней и, если животное не проявляет агрессии, высаживают на то же место, где взяли. Просто проанализировав, что делается в САХе, мы поняли, что без стерилизации этой проблемы не решить.
Вопросы перенаселения вольеров Валерия Бегма планирует решать и другими путями. В том числе законодательными — говорит, что минимальная площадь содержания одной собаки должна регламентироваться нормами.
— Есть сегодня и хорошая новость — позвонила сегодня женщина, передаёт две будки. Ещё одну построили наши волонтёры — Вика с мужем. Мы обращаемся к гражданам — если кто-то может помочь деревом, если у кого-то есть будка, которая никому не нужна, — мы с удовольствием примем помощь. Мы сможем улучшить состояние животных, отсадить слабых от сильных… Чтобы первым уделять больше внимания, а вторых пиарить.