Город Каменные сокровища Омска летопись Каменные сокровища Омска: старинные склады, где производили вино, авиабомбы и пиво на иртышской воде

Каменные сокровища Омска: старинные склады, где производили вино, авиабомбы и пиво на иртышской воде

В центре Омска расположился один из лучших образцов «кирпичного» промышленного стиля

История казённых винных складов, расположенных возле омского метромоста, насчитывает более 100 лет — за это время в помещениях успели появиться винный и пивной заводы, лазарет и военное производство

НГС.ОМСК продолжает рубрику о каменных сокровищах Омска — старинных зданиях, история которых может удивить омичей. Прошлым «героем» рубрики стала столетняя гостиница «Россия» на углу улиц Партизанской и Ленина. В этот раз мы расскажем о комплексе казённых винных складов, расположенном возле метромоста, на улице Волочаевской, 9. Именно здесь работал одноимённый «Волочаевский» пивзавод, а также производили военные снаряды. Подробности — в материале НГС.ОМСК.

Уважаемые читатели! Если вас заинтересовало какое-либо каменное здание, у которого наверняка есть своя история и вы бы хотели её узнать, пишите нам на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8-913-670-33-77) с пометкой «Каменные сокровища Омска».

Казённое производство русской водки


Казённые винные склады появились в Омске благодаря введению в конце XIX века винной монополии в стране и строительству Транссибирской железной дороги, которая прошла через Омск в 1884 году. Тогда в Петербурге, точнее в Главном управлении неокладных сборов и казённой продажи питей, разработали типовые проекты, и по одному из них авторства гражданского инженера Валериана Гусева в 1901 году построили винный склад № 1 в Акмолинской области (бывшее название территории омского региона).

Фотография авторства М. Левина, сделанная в 1901-1903 годах. В общей композиции ансамбля доминирует главный П-образный корпус. К крыльям здания со двора примыкают одноэтажные пристройки того же времени
Современное фото. Часть зданий вокруг занята офисами. Раньше по сторонам от главного корпуса располагались однотипные сторожки, соединённые кованой оградой на кирпичных столбиках
Кованые элементы завода

Похожие склады появились в Кургане, Тюмени, Тобольске, Таре, Ишиме, Кокчетаве. Через казённую торговлю проходила почти вся продукция винных складов. Таким способом планировалось ограничить производство самогона и других домашних напитков и пополнить государственную казну.

Типовой проект 1898 года гражданского инженера Валериана Гусева, по которому в 1901 году построили омский винный склад № 1

«Откупная система питейного дела, утвержденная ещё Екатериной II, сменилась акцизной в 1863 году, но качество хлебного вина на основе дешёвого спирта не улучшилось. За 1863–1889 годы из государственного кармана уплыли как минимум 430 миллионов рублей чистой прибыли.

Здравомыслящая часть русской бюрократии во главе с графом Сергеем Витте в 1894 году решилась ввести винную монополию. Это соответствовало идеям Дмитрия Менделеева. Он понимал, что искоренение народного пьянства возможно только с помощью улучшения качества отечественной водки», — рассказал эксперт государственной историко-культурной экспертизы Михаил Сафаров.

Он добавил, что из-за этого Менделееву приписывают заслугу открытия русской водки, но, по словам историка, это не так: «Водка была и до Менделеева несколько веков на Руси. Он возглавлял комиссию, которая вывела стандарты нормальной водочной продукции для потребления. До этого в водку чего только не лили, включая серную и азотную кислоту».

Архитектурный узор выложен кирпичом 

Омску строительство винного склада-завода обошлось примерно в 218 тысяч рублей по тем временам. Это не считая обустройства мостовых, заборов, водоснабжения, вентиляции, электроосвещения и примыкающего угольного завода. Кроме того, при складе действовала химическая лаборатория. Склад работал на привозном сырье, оборудовании и материалах от европейских поставщиков, на месте заготавливали лишь берёзовый уголь, дрова, солому и посуду. Оборудование монтировали иностранные фирмы.

Изящный, насколько это возможно при работе с кирпичом, аттик (декоративная стенка) и поросль на крыше

Выпуск продукции стартовал в 1902 году. Сразу стали открываться казённые винные лавки, которых к 1907 году насчитывалось больше сотни. Вино и спирт продавали за наличные деньги. Пьяные и дети не могли купить крепкие напитки.

В помещении лавки обязательно должны были находиться икона, часы и правила о торговле. Продавцы состояли на штатной службе, а при вступлении в должность давали своеобразную присягу — «Клятвенное обещание» в присутствии священника. Но несмотря на все меры предосторожности и контроля, были случаи ограблений и нечестности с их стороны.

Продукцию также отпускали в частные аптеки, больницы, ренсковые погреба (погреба с продажей виноградных вин) и экспортировали в Петропавловский и Тюкалинский уезды. Развозили её гужевым способом, по железной дороге и на пароходах.

Объёмы производства на тот момент считали вёдрами. Так, омский склад должен был поставлять 400 тысяч вёдер в год столового вина, вина обыкновенного, чистого и денатурированного спирта, который затем шёл на изготовление парфюмерных, косметических, кондитерских изделий.

Внутреннее устройство комплекса согласно изначальному проекту

Структура завода была чётко продумана. По данным Исторического архива Омской области, чтобы свести к минимуму передвижения по двору громоздких предметов и организовать безостановочную работу, все помещения для хранения посуды, пробок, смолки и этикеток внесли в само здание склада. Они имели прямое сообщение с моечными и разливными отделениями, а все рабочие помещения были сгруппированы в одной части здания склада, там же разместили и столовую. В подвальном этаже для хранения вина было разделение помещений на закрома — решетчатые переборки давали возможность отпускать вино последовательно по мере его изготовления. Помимо этого поодаль от построек завода в 1903 году возвели жилой дом для руководящего состава. В штате складов были заведующий, сборщики денег по казённым винным лавкам, стражники при сборщиках, подвальные и конные рабочие, приказчики, бондари, плотники, караульщики, сторожа.

Служащие Омского казённого винного склада № 1. 15 октября 1914 года
Указания по работе на производстве, подготовленные Варшавской технической конторой

Сухой закон и сборка авиабомб


Работу казённых складов контролировало федеральное Министерстве финансов и местное Тобольско-Акмолинское акцизное управление, позже преобразованное в Омское акцизное управление. Но в 1914 году началась Первая мировая война. Снизили объемы производства, число работников сократили до дюжины человек, оставив госслужащих, рабочих для розлива, сторожей, плотника и кочегара. Ранее завод ежегодно приносил Российской империи прибыль 11–15 млн рублей. Война и связанный с ней запрет продажи водки нижним чинам уменьшили её примерно на шесть миллионов.

Подпись под фотографией гласит: «Акцизное управление (теперь Госспирт). Первое собрание служащих правительственных учреждений». 10 марта 1917 года

В 1916–1917 годах в главном корпусе разместили военный госпиталь. Следом, 27 марта 1917 года, Временное правительство, возглавлявшее страну между Февральской и Октябрьской революциями, ввело «сухой закон». Склады могли продавать спирт только на технические, химические, пороховые заводы, а денатурированный спирт — для приготовления моторного топлива. Производительность резко снизилась.

В сентябре 1917 года в бывшем разливном и моечном отделениях разместился Институт физико-химических наук при сельскохозяйственном и политехническом институтах. Только после отмены «сухого закона» в 1923 году завод вернулся к прежним мощностям и работал по назначению ближайшие 18 лет.

Фотография завода в 1920-1925 годах

Но в годы Великой Отечественной войны его вновь перепрофилировали — в конце 1941 года в нём разместили эвакуированный из подмосковного города Ногинска завод № 510, занимающийся выпуском топливной аппаратуры. Причём сам завод тоже сменил направление деятельности — рабочие теперь производили авиационные мины и бомбы.

Как говорится в проекте зон охраны объекта, разработанном научно-производственным центром «Сибирская Скифия», по воспоминаниям очевидцев, после войны на территории завода скопились горы пластмассовых «ветрянок» — частей взрывателей авиабомб. «Их ликвидация представляла собой настоящую проблему, поскольку твердую пластмассу было практически невозможно сжечь в заводской топке, а вывоз их на свалку был делом долгим и непростым», — пояснил Сафаров.

У столетнего здания осыпается кирпичная кладка, штукатурка
Защитить прохожих и оставленные рядом машины от падающих кирпичей, которые как раз видны на фото, должна сетка-рабица 

Производство «Жигулёвского» и сидра


После войны заводы возвращали к жизни. В 1947 году городские власти решили наладить омское пивоваренное производство. Причём оборудование завезли трофейное, немецкое. Тогда же появились надстройка солодовни, пристроили гаражи.

«Омское пиво, сваренное по традиционным технологиям, на основе оптимальной для пивоварения иртышской воды, славилось далеко за пределами области и никогда не задерживалось на прилавках», — отмечают историки. Тогда же поставили на поток «Жигулёвское» — так называемую «Баварию № 7».

Кроме того, в Омске стали производить свою линейку фруктовых вод, кваса и даже экзотичный на тот момент для Сибири яблочный сидр.

Местные обитатели пустующего завода

Поскольку на левобережье ввели в строй новый пивзавод, в начале 1980-х годов завод переименовали в «Волочаевский» по названию улицы, а в 1990-х его акционировали. К середине десятилетия стало ясно, что он не выдерживает конкуренцию: сократилось производство, работников отправляли в административные отпуска на неопределенный срок, зарплату могли не платить в течение года. Конечно, руководство делало попытки реорганизовать и спасти завод. К примеру, в 1995 году выпустили довольно удачные марки пива, в том числе полутёмное «Ермак», а в 1997 — установили закупленную ранее линию пастеризации пива, но к тому моменту она уже оказалась устаревшей. «С запуском пивзавода компании "ОША" омский рынок оказался переполненным пивом местного розлива. В 2000 году предприятие ["Волочаевский" пивзавод] официально признано банкротом. На заводе введено внешнее управление. Производство остановлено, имущество продается с торгов», — рассказал Сафаров.

Сегодня на памятнике промышленной архитектуры рисуют посредственные граффити
Местами видны следы пожара

Неопределённое будущее


Историки сходятся во мнении, что ансамбль зданий омской казённой винной монополии — первый и лучший образец «кирпичного» стиля (к этому же стилю можно отнести здание Горсовета на улице Думской), крупнейшая из промышленных дореволюционных построек города. В 1992 году комплексу присвоили статус памятника истории и архитектуры регионального значения. Согласно реестру объектов культурного наследия Омской области, в него вошли производственный корпус, здание цистерн со складом, флигель, дымовая труба и жилой дом при винном складе.

В начале 2000-х годов при строительстве метромоста, жилых и торговых зданий часть построек завода с юго-западной и северо-западной сторон от основного корпуса снесли. Внутри завода сохранились производственные линии за счёт того, что в своё время их не отдали на металлолом. Есть пивоваренные чаны, например. Но для открытия нового производства, что, по мнению экспертов, вполне возможно, проще поставить новые линии, чем реконструировать старые.

Частично комплекс приспособили под современные нужды
Закрытые окна подвальных помещений
Строительная свалка 
Повсюду можно увидеть мусор, несмотря на заграждения

«Это федеральная собственность, сейчас она находится в долгосрочной аренде у московской компании. На памятник наложены охранные обязательства. Главное требование — чтобы не было каких-либо опасных производств, которые бы повлияли на состояние памятника», — прокомментировали в областном министерстве культуры.

Тем не менее сегодняшнее состояние комплекса — повод для беспокойства историков. «Это уникальнейшее здание, построенное из красного кирпича в псевдорусском стиле, должно быть сохранено. Коренные омичи беспокоятся о нём. Раньше была кованая ограда, крылечки кованые, козырьки — они утеряны. Очень поддерживаем, чтобы в самом центре города рядом с современными зданиями стояло такое уникальное здание промышленности», — поделился краевед Владимир Селюк.

Табличка, указывающая на историческую значимость зданий складов 
По версии историков и экспертов, в помещениях ансамбля мог бы разместиться аутентичный ресторан или центр современного искусства по примеру Винзавода в Москве 
Фото Ивана Рейзвих (1, 3-4, 7-8, 15-25), pastvu.com (2), предоставлены Историческим архивом Омской области (5-6, 9-12), Владимиром Селюком (13-14). 

Следите за нашими новостями в группе «ВКонтакте» и подписывайтесь на канал Telegram.
Пишите нам в Viber и WhatsApp 8-913-670-33-77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления