Город Лучший терапевт страны: «Когда ловишь онкологию вовремя — это очень-очень приятно»

Лучший терапевт страны: «Когда ловишь онкологию вовремя — это очень-очень приятно»

              Лариса Соломко               | ngs55.ru              Лариса Соломко               | ngs55.ru
Лариса Соломко

Омские врачи, которых назвали лучшими терапевтами России, рассказали о пациентах, работе и дали советы о здоровье.

Федеральный Минздрав в октябре огласил топ-500 лучших терапевтов страны. При составлении списка врачей сотрудники министерства изучили работу 46 тыс. терапевтов: сравнили количество умерших пациентов, диспансеризаций, госпитализаций и прочего. Среди лучших оказались три омских врача: Наталья Землякова из ГБ-1 им. Кабанова, Валерий Калинин из поликлиники № 10 и Лариса Соломко из поликлиники № 12. Незадолго до выпуска материала Валерий Калинин с серьезным заболеванием попал в больницу и поэтому не смог ответить на наши вопросы. У остальных мы узнали, в каких условиях трудятся лучшие специалисты страны, и спросили о самых ярких воспоминаниях, пациентах и благодарности. Подробности — в материале НГС.ОМСК.

В коридорах ГБ-1 им. Кабанова, как и во многих поликлиниках, чувствуется легкий запах медицинского спирта. В кабинет № 304, где работает Наталья Землякова с коллегой из другого участка, небольшая очередь. В ней, вопреки распространенному мнению, не пенсионерки, а пара мужчин и 5-6 молодых девушек. Как позже пояснила врач, участок «молодой» — пожилых жильцов в новостройках не много.

— О том, что меня включили в список лучших терапевтов, не знала. Мне об этом рассказали пациенты. Люди с других отделений начали приходить по талонам, начали говорить про лучшего терапевта. Я сначала подумала — издеваются. Не поверила сначала, но на второй день прочитала сама.

Наталья Землякова закончила омскую медакадемию летом 1985 года и в августе уже пошла на свою первую работу в поликлинику № 8, которая находится в Амурском поселке. В 2000-х она перешла в ГБ-1 им. Кабанова и ей поручили несколько участков.

— Сейчас люди редко благодарят. Поменялись люди. Раньше нас ценили выше, лучше. Вспоминаю вот 86-й год, 90-е. Тебя ждали у ворот больницы… Наверное, тяжело сейчас стало. Поликлиника маленькая, с громадным населением работает. Раз не все дал, негативное отношение сразу.

            Наталья Землякова принимает пациента                          Наталья Землякова принимает пациента
Наталья Землякова принимает пациента

Кабинет выкрашен однотонной зеленой краской, которая уже успела кое-где облупиться. Столы, заставшие распад Советского Союза, завалены всевозможными карточками, бланками, рецептами. При этом врач очень легко ориентируется в кипах бумаг. Рядом со столами стоят стулья примерно того же времени, что и столы.

— Нет, ну конечно, пациентов теряешь иногда. Это онкология. Там ничего не сделаешь, хоть ты все знай. Время берет свое. Мало в этом, конечно, приятного. <…> Приходилось и спасать людей. Вот девочка пришла и в обморок упала. Решила сбросить массу тела — не ела, не пила. В результате сахар в крови упал до нуля. Мы ей ввели глюкозу, она и открыла глаза. В такие времена сам испытываешь больше ужаса.

Бичом современного здравоохранения Наталья Землякова считает домашнее лечение и рекламу. Люди их используют чаще всего себе во вред, и после принятия лекарств, которые они сами себе «прописали», пациенты приходят с серьезными осложнениями. Еще одна проблема, по мнению врача, в том, что люди не воспринимают профилактику так же серьезно, как лечение, хотя первая гораздо важнее.

— Вот сейчас говорят, что пульмонологи не должны брать на лечение курящих людей. Вот он (пациент. — НГС.ОМСК) бедный задыхается, может сидеть день и ночь на ингаляторе, а курить не бросает.

Омичам лучший терапевт посоветовала не ходить на работу с симптомами простуды, не курить, прислушиваться к врачам и не считать профилактику незначительной.

          Лариса Соломко                        Лариса Соломко
Лариса Соломко

В поликлинике № 12 после 18:00 очень тихо — она недавно перешла на зимний режим работы. В коридорах лишь редкие посетители да технички, которые перешептываются и моют пол. В кабинете терапевта Ларисы Соломко горит свет. Даже когда не надо ехать на вызовы, а приемный день окончен, врачу есть чем заняться. Она заполняет карточки. На наивный вопрос о стереотипном почерке врачей терапевт рассмеялась и пояснила, что в день приходится исписывать огромное количество бумаги: даже каллиграфический почерк искажается до однородной массы символов.

— А поскольку термины одни и те же, то врачи понимают почерк друг друга очень легко. Вот — дыхание, оно либо ритмичное, либо аритмичное. Но, честно, бывают случаи, когда направления от узких специалистов сложно разобрать.

Лариса Соломко приехала с Дальнего Востока вместе с мужем-военным и 3-летним ребенком. В военных госпиталях мест не было, и она пошла работать в городскую поликлинику.

— Когда я пришла на работу в 2001 году, было очень тяжело — на 4 врачей приходилось 10 участков и очень низкая зарплата. Работали целыми днями, куча вызовов. Сейчас, конечно, по-другому все. Врачей по-прежнему не хватает, но все равно не так.

6 лет назад терапевт перешла на другой участок, и многие пациенты последовали за ней.

— Люди привыкают к доктору. Первые пациенты ходят ко мне до сих пор и становятся почти родственниками. <…> Пожилые люди называют «лапушка», «доченька».

Главная болезнь омичей, по мнению Ларисы Соломко, — артериальная гипертония. Пациентов с ней больше всего, причем все чаще попадаются омичи до 40 лет. На втором месте по популярности — простудные заболевания.

— Самые запоминающиеся и вдохновляющие случаи — это когда обнаруживаешь онкологию. Вот случайно человек сдал анализы, его ничего не беспокоит, а там такие изменения… И когда ловишь онкологию вовремя, когда ее можно вылечить, — это очень-очень приятно.

Ларису Соломко обижает стереотип о том, что через врача проходит много людей и он становится равнодушен к их страданиям. Каждому человеку терапевт старается помочь по мере своих сил и переживает за его здоровье.

— Однажды на моем участке умер пациент. Пожилая женщина вызвала «скорую помощь» — жаловалась на боли в сердце. После того как ей оказали помощь, она отказалась от госпитализации: «само пройдет». Тем более это было накануне 9 Мая. Мне направили «актив» (стандартная практика «скорой помощи», когда участковый терапевт посещает пациента на следующий день после оказания помощи на дому. — НГС.ОМСК). В дверях на следующий день я столкнулась с сыном женщины с горящими глазами. Она умерла за 3 минуты до моего прихода, а он вызывал «скорую помощь». Я 10 минут до приезда бригады делала непрямой массаж сердца, но, к сожалению… ничего.

По словам терапевта, самая главная проблема, угрожающая здоровью омичей, — отсутствие «комплаенса», то есть взаимопонимания между врачом и пациентом. Больные гипертонией люди не верят, что лекарства придется принимать всю оставшуюся жизнь, игнорируют назначения врача. Таких пациентов называют «некомплаентными».

— Пациенты вообще сейчас больше слушаются врача. Но бывают люди очень принципиальные: они тебе не доверяют, они хотят, чтобы диагноз подтвердили еще несколько врачей. К сожалению, после первого инфаркта комплаенс резко вырастает.

Жителям города Лариса Соломко дала несколько советов. По ее словам, нужно регулярно посещать терапевта, не употреблять без назначения врача сильные антибиотики, а при сохранении симптомов простуды более трех дней обращаться к врачу.

Главная мечта терапевта — иметь собственный рабочий компьютер (пока такой есть только у медсестры) и перевести в электронную версию всю бумажную работу.

На подоконнике у Ларисы Соломко стоят два бумажных лебедя — подарок от пациентов. Она призналась, что люди часто дарят шоколадки, причем в таких количествах, что одному человеку их съесть не под силу. Однако сладости не пропадают — терапевты делятся ими с работницами регистратуры, гардероба и другими сотрудниками поликлиники.

— Очень приятно, когда люди даже просто словами благодарят за работу. Вспомнила, что были у нас пациенты — бывший дирижер музыкального театра и его супруга-певица. Они пришли к нам на Новый год и в качестве благодарности исполнили одно из произведений. Это было профессионально. Очень тронуло.

Вместо послесловия

Перед прощанием автор спросил, почему врачи так редко рассказывают о своей работе, и привел в пример полицейских и спасателей, которые постоянно сообщают о потушенных пожарах или пойманных преступниках. «О чем нам рассказывать? Это же наша обычная работа. "Ежедневный подвиг" что ли?» — рассмеялась врач.

Олег Малиновский
Фото автора (1, 4, 5), Ивана Рейзвих (2, 3)


Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления