Россия вступила в продовольственную войну и ответила Евросоюзу санкциями на ввоз 33 групп продуктов. В Омске покупатели и посетители ресторанов и кафе пока не ощутили ни разницы во вкусе, ни в цене. При этом в суши-бизнесе паника нарастает: откуда поставлять лосось для роллов? Ценители сыра тоже переживают. И только по польским яблокам, кажется, не скорбит никто. Чем заменят моцареллу и яблоки из Польши, будут ли расти цены и кто заменит «запрещенных» поставщиков — в материале НГС.НОВОСТИ.
С 7 августа Россия ввела запрет на поставки свежей и замороженной говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, ракообразных, моллюсков, сыров, молока и молочных продуктов, а также на овощи и фрукты из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Королевства Норвегия. Всего под санкции попадают 33 группы продуктов. На следующий день, 8 августа, в приграничной зоне Омской области и Казахстана задержали партию окорочков из США. Груз вернут в Казахстан.
Министр сельского хозяйства Омской области Виталий Эрлих уверяет: запрещенные товары занимали не более 4 % от общего объёма продукции на омских прилавках, так что их исчезновения потребители не заметят. Продукцию из США (свинину и окорочка, которые завозили прежде всего для детских садов, школ, больниц) заменят мясом из Китая и Монголии. Поставлять мясо, по словам Эрлиха, «просится» Казахстан, но пока продукция соседей не соответствует санитарным нормам.
Рыбу и морепродукты предполагается поставлять с Дальнего Востока. Производство элитных сортов сыра (моцарелла и др.), по мнению регионального Минсельхоза, под силу наладить российским предприятиям. Запреты на заморские яства уже почувствовали поставщики, омские рестораторы и владельцы крупных продовольственных сетей. Всем им придется от чего-то отказаться, но все опасения пока скрыты от конечного потребителя.
В сети гипермаркетов «О'Кей» отмечают: все вопросы в этом случае к поставщикам — как они будут выходить из ситуации. «Пока говорить об убытках рано, мы сейчас изучаем рынок, работаем с поставщиками: их у нас 4000. Но доля прямого импорта в структуре товарооборота нашей сети составляет не более 1 %, — рассказывает руководитель по внешним коммуникациям гипермаркета «О'Кей» Артем Глущенко. — Мы закупаем только французские сыры и некоторые виды овощей и фруктов. Например, польские яблоки, но их доля очень мала (1,3 %) в структуре товарооборота. На норвежскую семгу ажиотажного спроса нет, в дальнейшем семгу, возможно, будут поставлять из Чили».
Придется отказаться от некоторых экзотических блюд, например, закуски капрезе (помидоры с сыром моцарелла) — признается управляющая рестораном «Дикая жизнь» Леся Бочкарева.
«Больше всего пострадают рестораны, работающие в премиальном сегменте. Мы же пока сами ничего не знаем, паники нет, но в числе многих ждем, что придумают какие-то лазейки, — сообщает Бочкарева. — Будем искать замену продуктам, нам уже на почту приходят прайсы от поставщиков рыбы. Но цены у них выше на 20 %, чем в магазинах METRO. На семгу, которая уже, по слухам, закончилась на складах, после санкций поставщики подняли цены на 40–50 %». В этой ситуации в ресторане многое будет зависеть от фантазии и мастерства шеф-повара и предложений поставщиков.
«Сыр моцарелла заменят белорусским. Отличия по вкусу есть — это моцарелла, но понимаете… белорусская, — смеется управляющая «Дикой жизни».
«Неясно, как будем заменять шампиньоны, которые в основном импортировались из Польши. Новосибирский производитель грибов не перекроет требуемого объема поставок», — заключает Бочкарева. По ее мнению, продовольственные санкции не так страшны, как алкогольные.
Не понимает паники, начавшейся на рынке суши после новостей по ТВ, владелица службы доставки «Фудзияма-Омск» Лола Саттарова. «Думаю, суши-бары и рестораны будут отрабатывать новые технологии, экспериментировать. В моей компании поставки сырья велись из тех стран, которые не попадают под санкции — Таиланд, Китай. По части суши-ингредиентов санкции наложены только на норвежский лосось. Будем искать альтернативу: для поставок лосося и красной семги есть Мурманск, Владивосток», — говорит бизнес-леди. Саттарова опасается роста цен, который неизбежен, если их поднимут поставщики. «Но мы будем максимально отсрочивать этот момент повышения», — заключила она.
Владелец сети экспресс-гипермаркетов «НоваТор» Арсен Пономарев уверен: от любимого французского сыра ему самому придется перейти на сербский: «Самый сложный момент — сыры, но это касается только покупателей — ценителей дорогих сортов. В странах бывшего СССР производится куча разновидностей сыров, так как производство аналогов дорогих сыров было налажено при Советском Союзе. Хотя конечно, по качеству эти сыры «пластмассовые», — считает Пономарев. —
А кому нужны польские яблоки? По мне так лучше краснодарские, китайские, азербайджанские; зимой можно перейти на южноамериканские.
Уверен, что 30–40 % из всех импортных продуктов, запрещенных к ввозу, будут быстро восполнены».
Говоря о росте цен на продукты, эксперт не исключил возможности «спекулятивных атак» — резкого повышения цен (и быстрого спада) на стратегические продукты: сливочное и растительное масло, сахар и другие.
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com