В прошлом году омич, листая ленту в соцсети «ВКонтакте», наткнулся в одном из городских пабликов на рекламу доставки суши и роллов «Ёбидоёби». Подписчикам предлагали приобрести набор «Куни Ли» по привлекательной цене. Для этого при заказе нужно было ввести промокод «Хочукуни». Непристойная реклама отбила у омича аппетит: он пожаловался на нее в антимонопольную службу.
Чтобы вынести решение по жалобе, Омское УФАС созвало экспертный совет (в него входят рекламщики, представители мэрии, Роскомнадзора, Торгово-промышленной палаты, лингвист, юрист и т. д.). На повестке было три вопроса:
использовано ли в рекламе бранное слово/легко считываемое производное от бранного слова (название сети)?
использовано ли в рекламе непристойное выражение/легко считываемое производное от непристойного выражения (название блюда, промокода)?
допустимо ли в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в рекламе данных слов/выражений?
Доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ОмГУ Марина Терских заявила, что как такового бранного слова в названии сети нет (оно состоит из двух японских слов: «Ёби» переводится как «день недели», «Доёби» — как «суббота»), но оно, очевидно, его напоминает. К названию сета и промокоду у экспертов тоже были большие претензии.
— В данном случае усматривается словообразования от терминов, обозначающих интимное половое поведение. Также, как и в первом случае, большинством потребителей будет восприниматься как непристойное, вызывающее чувство стыда и неловкости, — заявил руководитель Управления Роскомнадзора по Омской области Сергей Гаглоев.
Вице-президент Омской торгово-промышленной палаты Ирина Кичигина напомнила, что использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов в рекламе не допускается. Вердикт: реклама суши недопустима к распространению, — говорится в решении Омского УФАС.
Антимонопольщики обязали компанию «Ёбидоёби» исключить из рекламы непристойные слова. Если требование не будет выполнено, ей грозит штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
Аналогичные дела рассматривали антимонопольщики по всей стране. В 2021 году УФАС Волгоградской области признало ненадлежащей рекламу наборов «Куни Ли», в 2022 году креативом сети «Ёбидоёби» заинтересовались антимонопольщики Красноярского края, а местные налоговики даже подали в краевой арбитраж заявление с требованием переименовать компанию.
Сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби» в 2016 году основали красноярские предприниматели Константин Зимен и Дмитрий Прадед. Они не скрывают, что за счет провокационного названия хотели выделиться среди многочисленных конкурентов. Сеть представлена в 140 городах России, три точки работают в Омске. Она масштабируется за счет продажи франшизы. Выручка непосредственно ООО «Ёбидоёби» за 2022 год превысила 184,1 миллиона рублей, чистая прибыль составила 10 миллионов рублей.