Масленица — праздник, который после относительного забвения советской эпохи возвращается в нашу жизнь, причём с каждым годом всё более настойчиво. Возвращается с блинами, гуляньями, всеобщими просьбами о прощении в один определённый день. Празднуют его, кажется, все, вне зависимости от отношения к религии и экзотике, и для многих остаётся непонятной суть происходящего. Что празднуется на рубеже зимы и весны и почему — в этом мы и попробовали разобраться.
Христианский праздник
С точки зрения христианина Масленица или Сырная неделя — это последняя из четырёх недель, в течение которых надо готовиться к Великому посту. Получается, это часть важнейшего календарного цикла, в котором все даты отсчитываются в обратном направлении. Сначала вычисляется дата Пасхи («Воскресения Христова»); семь недель перед этим днём длится Великий пост (в 2019 году с 11 марта по 27 апреля), а до того христиане могут есть всё (или почти всё) и слушают церковные проповеди на определённые темы.
Самое раннее из четырёх воскресений накануне Великого поста — «Неделя о мытаре и фарисее». Слово «неделя» здесь употребляется в изначальном значении этого слова — «воскресенье». Христиане слушают в церкви притчу о мытаре и фарисее из евангелия от Луки, а потом их ждёт «сплошная седмица» — неделя, в течение которой даже в среду и пятницу разрешено есть любые продукты, включая мясо.
Дальше идут «Неделя о блудном сыне» и «Неделя о Страшном суде» — последнее воскресенье перед Пасхой, в которое можно есть мясо. После этого дня (в 2019 году 4 марта) начинается «сырная седмица», она же Масленица. Эта неделя так называется потому, что она не постная, но есть в эти дни мясо всё-таки нельзя: соответствующий обет, распространившийся потом на весь христианский мир, дал в VII веке византийский император Ираклий I. Потому основой рациона на эти дни становятся молочные продукты, на которые сразу после Масленицы наступает жёсткий запрет.
Последнее воскресенье перед Великим постом — это, согласно церковному календарю, «Неделя адамова изгнания». В храмах вспоминают об изгнании первых людей из рая как доказательстве изначальной греховности всего человечества. Чтобы очистить сердце перед постом, христиане просят друг у друга прощения, почему в народе этот день и называется «Прощённое воскресенье».
Языческие корни
История Масленицы ни в коем случае не исчерпывается одной только христианской традицией. Масленичные гулянья, сжигание чучел и поедание блинов — это обычаи, зародившиеся ещё в языческую эпоху, и церковь с ними рьяно боролась. Известно, что в XVII веке были попытки запретить Масленицу, но они закончились неудачей. Единого мнения о том, как этот праздник возник, нет и быть не может. Некоторые учёные считают, что это был праздник в честь славянского бога скота Велеса, некоторые — что это был Новый год, который приурочивали к весеннему равноденствию. Неизбежными стали гипотезы о том, что Масленица — это проводы зимы и встреча весны, праздник Солнца, о котором напоминают блины и костры, день, в который умирает и тут же воскресает для новой жизни языческое божество.
Чучело Масленицы, которое сжигают в этот день, выдающийся советский фольклорист Владимир Пропп считал олицетворением именно такого божества: целью сжигания могло быть стимулирование плодородия земли, просыпающейся перед новым земледельческим сезоном. Возможно, все эти традиции постепенно сливались в одну, теряя изначальное религиозное значение. В конце концов получилось, что «Прощённое воскресенье» объединилось с этим гибридным языческим праздником в нечто новое, что связывать с религией уже не стоит: это просто проявление всеобщей радости в связи с тем, что начинается весна.
От «встречи» до «целовальника»
С каждым днём масленичной недели связаны определённые обычаи (по большей части забытые). Неделя делилась на две части: «узкая Масленица» (первые три дня, когда ещё было время для работы) и «широкая Масленица», когда следовало только праздновать. По понедельникам было принято начинать печь блины, отдавая самый первый блин какому-нибудь нищему, сооружать чучела Масленицы, насаживать их на колья и возить по улицам в санях, а ещё ходить в гости к сватам при наличии таковых. Этот день назывался «встреча».
Вторник — «заигрыши». В этот день всегда было принято кататься с горок и организовывать смотрины невест, чтобы сыграть свадьбу сразу после Великого поста. В среду («лакомка») мужчины ходили на блины к своим тёщам. В четверг («разгул», «перелом» или «широкий четверг») начинались уже всенародные потехи: кулачные бои, катания, штурмы снежных городков, прыжки через костры. По пятницам («тёщины вечёрки») тёщи совершали ответные визиты — к зятьям и дочерям. По субботам («золовкины посиделки») замужние женщины приглашали в гости своих золовок (сестёр мужа) с их подругами.
Кульминацией Масленицы становились «проводы» (они же «целовальник», «заговенье», «сыропустие»). Именно в этот день сжигали чучело, рассыпая пепел по полям, а вечером поминали усопших. К этому добавлялся христианский обычай просить прощения у всех окружающих.
Кстати, в первые дни Великого поста иногда устраивали «тужилки» (поминки) по Масленице: ходили друг к другу в гости, полоскали рот водкой (пить её было уже нельзя), угощались постными блинами. Попрощаться с атмосферой праздника на целых семь постных недель явно было непросто. Помогала разве что весна: вот и в Омске она уже начинается.