В омском ТЮЗе «Онегина» осовременили аккуратно. Возможно, кого-то поразит такое прочтение, но это не перевернутая и не передернутая история. Она та же, просто герои становятся чуточку ближе.
Татьяна в новой постановке — юная и гиперэмоциональная, перенасыщенная своими чувствами. Она бесконечно мечется по сцене, пишет, даже рисует огромные буквы «О» и «Е», перемазывает черной краской руки и лицо, а порой кричит на разрыв. «Я к вам пишу!» — пытается она достучаться до него, крик улетает далеко и остается в сознании зрителя и после спектакля.
Но Онегин — современный мажор, уже давно привык к вниманию девушек. Он отдает письмо Татьяне, смачно поедая яблоко. Он циничен, эгоцентричен и не хочет терять свою свободу (как современно).
Музыка и танцы — особенная составляющая спектакля. Ленский не просто поэт, он играет на саксофоне, влюблённая Ольга танцует под его музыку, а сам Онегин садится за пианино. Свои инструменты есть у всех второстепенных персонажей, и часто они превращаются в настоящий ансамбль. Под музыку актеры с микрофонами нередко читают слова автора. Онегин обнимает Татьяну, которая подыгрывает музыкантам на гитаре. В сцену с письмом Татьяны вплетены элементы танца, да что там, даже главные героини носят не изящную, а удобную для танцев обувь.
Но одежду героев все же стараются стилизовать под XIX век. Онегин сидит на чемоданах в шубе из искусственного белого меха, в цилиндре и очках. Правда, затем он появляется в кожаной куртке, а Татьяна меняет платье на черную футболку и джинсы. На губах у Ольги красная помада. Именно она позже окажется размазана по щеке Онегина, заигравшегося во флирт с сестрой Татьяны.
После убийства Ленского на дуэли его лицо появляется на экране. На чёрно-белых кадрах он улыбается, ходит по улице. Совсем как живой. И не будь этой глупой выходки друга, мог бы жить.
Но время идет, Ольга и Татьяна выходят замуж. А Онегин посыпает голову пеплом («Я думал: вольность и покой / Замена счастью. Боже мой! / Как я ошибся, как наказан»). В прямом смысле тоже: герой возвращается на сцену неаккуратно засыпанный белилами. Он читает письмо Татьяне, и от взмаха шевелюры в воздухе появляется белое облако. Он сам как призрак прошлого. Она тоже уже не та, но признается — любит его. И все же мужа не предаст. А из души прежний крик: «Я к вам пишу».
Фото Анны Шестаковой и Ирины Чернышевой на kultura55.ru
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77