Развлечения Новосибирск губами Джоли

Новосибирск губами Джоли

Как столицу Сибири изображают в кино: от смешных ошибок в голливудских блокбастерах до культового фильма про аварию на ядерном реакторе в Академгородке

В прокате прошел триллер «Спираль» — о тайном клубе экстремальных игр с большими деньгами и человеческими жизнями. Главный герой «Спирали» попал в этот клуб, приехав в Москву из Новосибирска. По такому случаю НГС.РЕЛАКС собрал другие фильмы, в которых упоминается мало тронутая кинематографом сибирская столица (попутно насладившись видом Анджелины Джоли, выговаривающей «бордели Новосибирска»). Можно, конечно, вспомнить, что в столице Сибири снимаются и собственные фильмы, авторы которых, не найдя других слов, чтобы объяснить, что у них получилось, часто называют их «первым фильмом про Новосибирск». Но нас интересует только настоящее, так сказать, кино, выходившее в российский или мировой прокат.

Триллер «Спираль» — неловкий клон заморских «Особо опасен» и прочих фильмов, тешащих небогатого менеджера мыслью о том, что и он вдруг может (без всяких к тому предпосылок) оказаться сверхчеловеком. Главный герой в исполнении Константина Крюкова — программист «из Новосиба», хотя ухватками он больше похож на охранника из Искитима.

Например, в «Солт» — снятом с отсылками к стилистике холодной войны боевике с Анджелиной Джоли — об одном из шпионов говорилось, что впервые он замечен «в Новосибирской области». Чуть ли не самая знаменитая роль Новосибирска в большом кино — в блокбастере «День независимости» (1996), где из выпуска теленовостей можно было уяснить, что в России три крупных города: Москва, Петроград и Новосйойрск. Место последнего на карте не оставляет сомнений, о каком городе идет речь (и куда прилетели летающие тарелки).

Чтобы охарактеризовать одного из персонажей как знатного мафиози, героиня Анжелины Джоли в фильме «Турист» (2010) сообщает: «Он владеет казино и борделями отсюда (от Венеции. — Е.П.) до Новосибирска». Переключившись на недублированную звуковую дорожку, поклонники могут насладиться тем, как дива выговаривает слово «Новозибирск».

Кстати, рассказывает героиня Джоли про новосибирские бордели герою Джонни Деппа, с которым познакомилась в поезде. Почти за 40 лет до выхода в прокат «Туриста» — в фильме Василия Шукшина «Печки-лавочки» (1972) — и тоже в поезде — вор, чтобы добавить к своей легенде «железнодорожного конструктора с авиационным уклоном» особо четкий штрих, сообщал соседям по купе, что едет «в новосибирский Академгородок».

Одним словом, Новосибирск, как свидетельствуют и Голливуд, и советский кинематограф, всегда был городом науки и развитой сферы услуг.

Несмотря на это, его жители и раньше были не прочь уехать из него в Москву. Так, в «Москва слезам не верит» одна из героинь — в рамках создания образа счастливой обладательницы семейного гнезда в столице — врет, что к ней приехали «родственники из Новосибирска».

Если же говорить не о комических упоминаниях, а о кино, в котором Новосибирск фигурирует полноценно, чаще всего вспоминают «9 дней одного года» (1961). Образцовое шестидесятническое кино, где Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов играют двух физиков, влюбленных в одну девушку (точнее, тоже физика), мятущуюся, пока герои рассуждают о смысле жизни, судьбах человечества и испытывают на прочность ядерный реактор, который рано или поздно поведет себя не лучшим образом. «9 дней» стали одним из советских фильмов, выбравшихся за железный занавес — как сигнал «оттепели».

Принято считать, что дело происходит в новосибирском Академгородке. Но он не называется напрямую. Известно, что дело происходит в «маленьком городке — который весь состоит из двух-трех улиц вокруг большого физического института».

Из Москвы туда добираются рейсом на Новосибирск, но там — загадочно говорят в фильме — «будет ждать спецсамолет». С другой стороны, свадьбу героя Баталова и его возлюбленной играют в Доме ученых — и снята она прямо в его интерьерах.

Несколько видов советского Новосибирска можно обнаружить в снятом Одесской киностудией детском фильме «4:0 в пользу Танечки» (1982): титры идут на фоне утопающих в снегу Морского проспекта и улицы Челюскинцев — с редкими прохожими в мохнатых шапках и с «дипломатами». Новосибирский аэропорт в снегах, а потом и вид на город сверху — из самолета — можно также увидеть в драме «Неподсуден» (1969).

Что касается сериалов, то Новосибирск фигурирует (и появляется) в «Вечном зове» (1973–1983). А несколько лет назад на ТВЦ вышел мини-сериал «Защита» (2008) — действие его происходит в Новосибирске сразу после войны, фигурирует в частности Первомайка. Соавтор сценария «Защиты» новосибирец Денис Курышев (позже прославился сценарием к фильму «Метро») говорит, что «Защита» основана на реальной истории его семьи.

Кино, больше похожее на социальную рекламу, — новогодний альманах «Ёлки» — помимо прочих болезней россиян типа пессимизма и недоверчивости лечит их и от комплекса провинциальности, неизбежного в огромной, но при этом очень центричной стране. Старающиеся охватить как можно больше надписей на карте, «Ёлки» не могли обойтись без Новосибирска. В первых «Ёлках» (2010) есть только эпизод в «Толмачёво», где схватываются в ревности герои Урганта и Светлакова. Во вторых «Ёлках» (2011) в Новосибирск увозят одну из второстепенных героинь, разлучив влюбленных школьников.

В третьих «Ёлках» (2013) Новосибирску посвящена целая новелла с образцовыми открыточными видами (оперный, «Победа»), самый же драматичный ее эпизод происходит на улице Серебренниковской и включает аварию с участием рекордсмена по этому делу — трамвая № 13.

Герой этой новеллы, что примечательно, — молодой человек, родившийся, учившийся и оставшийся в Новосибирске и оттого чувствующий себя неудачником перед своей школьной любовью, уехавшей в Москву.

Житель Новосибирска, действительно, может испытывать некоторую пустоту, которую не в силах заполнить «Ёлки». Потому что кинематограф (и литература, конечно, тоже, да и поп-музыка и прочие искусства) — это самосознание города, а также язык, на котором город говорит с миром. Про свои каникулы и сладкую жизнь, а также миллион других историй говорит Рим, про злые улицы — Нью-Йорк, про пьяниц и извращенцев (но с неизменным оптимизмом) — Балтимор, не самый большой город, которому посчастливилось произвести из себя писателя Эдгара По и режиссера Джона Уотерса. Без этого самоосознания город — физическое тело, не способное думать и говорить. То есть в некотором смысле «овощ».

Обзор всех фильмов, вышедших в новосибирский прокат на этой неделе, можно найти в анонсе НГС.РЕЛАКС.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru (1), кадр из фильма «9 дней одного года» (2), Татьяны Кривенко (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Тянут время и осваивают деньги: омский историк высказался о раскопках на остроге Достоевского
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Мы не обязаны доносить пациентов до машины»: честный рассказ фельдшера омской скорой
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления