
Наталья Александровна поговорила с NGS55.RU в школьном кабинете
В ноябре 40-летняя Наталья Александровна Чертова стала лучшим учителем математики в Омской области. В конкурсе она обошла педагогов из города и разных районов области, а еще — получила премию губернатора. Как учительница из глубинки с небольшим стажем стала гордостью маленькой школы — в материале корреспондента NGS55.RU Марии Носенко.
Работала управляющей магазином
Наталья Александровна Чертова учит детей математике в Крутинской гимназии, которая находится в 192-х километрах от Омска. Крутинка — это родной поселок учительницы, до которого нужно ехать несколько часов по трассе. Здесь Наталья Александровна жила не всегда. После окончания университета она строила карьеру управленца в Омске и даже не думала, что когда-то пойдет работать учителем математики. По словам Натальи Александровны, после учебы в Омском педагогическом университете от школы отвернула учебная практика:
— Я очень любила математику, и поняла это в выпускном классе. Учеба в госуниверситете не задалась, и я поступила в педагогический. Как раз во время практики мне не понравилось ни поведение детей, ни отношение ко мне учителей. Поэтому я с легкостью ушла из педагогики в управленцы.

Учитель — родом из Крутинки
Наталья Александровна работала управляющей магазином: обучала сотрудников тому, как продавать товары и как их выставлять на витрину. Свое дело она очень любила, но всю ее жизнь изменило рождение сына. Наталья Александровна рассказала, что ей пришлось переехать в Крутинку к семье, матери и отцу:
— В родном поселке меня пригласили поработать в школе учителем математики. Это было в 2020 году. Мой магазин закрылся, и я решила обосноваться здесь. Тогда решающим фактором стала любовь к математике, хоть, кажется, я уже много забыла со времен университета.

Но училась Наталья Александровна не в этой гимназии, а в местной школе
Готовилась к урокам по ночам
Первые полгода в Крутинской гимназии дались Наталье Александровне нелегко. К урокам приходилось готовиться до четырех ночи, а еще педагогу нужно было время, чтобы вспомнить университетскую программу и изучить особенности ОГЭ. Наталья Александровна рассказала, что в трудные времена помогала поддержка ее мамы:
— Здесь дети более простые и спокойные, чем городские. Я же, как оказалось, отличаюсь более системным подходом к преподаванию. Люблю анализировать варианты открытого банка заданий в интернете, выбирать для детей лучшее. Но нагрузка была большой, и без поддержки я бы не осталась в школе. Помогал и маленький ребенок. Придешь домой, обнимешь его, поцелуешь, и легче становится.

Чтобы успевать готовиться к конкурсу, учитель жертвовала свободным временем
Мы пришли к Наталье Александровне на урок. Девятиклассники готовятся к ОГЭ, который им предстоит сдавать летом. Учитель попеременно присаживается за парту к ученикам, у которых есть вопросы, и тихо обсуждает с каждым задания.
— В этом году мне предложили поучаствовать в конкурсе на лучшего учителя математики, и я поняла, что отказываться нельзя. Нужен опыт, тем более, что это уже другой уровень. Хотелось посмотреть уроки других учителей, чтобы перенять их способы себе, — рассказала нам Наталья Александровна, пока ученики решали задания.

За время конкурса учитель пропустила лишь один учебный день
Было полчаса, чтобы прийти в себя
Конкурс «Современный омский педагог» состоял из заочного и очного этапов. Это первый опыт соревнований в школьной практике Натальи Александровны. Заочное тестирование учитель проходила в отдельном кабинете вместе с претендентом на лучшего учителя географии из Крутинки, а на очный этап ездила в Омск на автобусе.
Наталья Александровна рассказала, что на заключительный этап отобрали всего 10 педагогов со всей области:
— В 04:00 встала, в 06:00 уже автобус. После приезда было полчаса, чтобы прийти в себя. Мы решали сложные задачи с параметрами, а после этого из нас отобрали пять человек. Они и представляли судьям фрагмент урока. Больше всего в тот момент думала о том, как страшно для меня опозориться. Поэтому я успокоилась и полностью выложилась.

Мысли Натальи Александровны занимает успеваемость девятиклассников
Наталья Александровна рассказала, что подошла к презентации творчески: попросила судей представить себя учениками шестого класса на весеннем уроке, отчего ее выступление выглядело «живее» остальных. Кроме того, Наталья Александровна распечатала наглядный материал для судей, чтобы им удобнее было знакомиться с наработками. Именно это помогло учительнице выиграть премию губернатора и стать лучшим учителем математики в области.
Победой Натальи Александровны гордятся ученики и коллеги. После того, как результаты конкурса стали известны, в Крутинской гимназии объявили радостную новость по громкоговорителю. Каждый класс поздравил учительницу, а коллеги пожелали и дальше завоевывать заслуженные места.

В этом году подготовить к экзаменам Наталье Александровне нужно 35 человек
— Но больше хочется, конечно, детей учить. На конкурсы уходит много времени. Хочется, чтобы дети сдали экзамены, все мои 35 человек. В планах у меня — участвовать в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», но упор на это ставить не буду, — сказала Наталья Александровна.
Школьная жизнь
Дефицит учителей математики — один из самых острых в Омской области. Только в городе, по последним данным, нехватку ощущают 58 школ. По словам Натальи Александровны, одна из главных причин такого дефицита — работа с документами.
— Опытные учителя каждый год пытаются уволиться, и их просят остаться еще чуть-чуть. А новые редко приходят. Молодых преподавателей часто отпугивает, что очень много документации нужно ввести, и я сама за первые полгода два раза порывалась подписать заявление. Ведь нужно следить, чтобы никто из родителей не переплатил за питание, а также за школьными чатами и за многим другим. Больше всего на работе держат именно дети, их успехи. Думаю, это единственная работа, где ты быстро можешь увидеть результат.

К каждому уроку Наталья Александровна до сих пор готовится
Наталья Александровна рассказала, что сельская школа отличается от городской не только характером учеников, но и нагрузкой на учителей. Так, если в городской школе каждый день учителю нужно готовить уроки для нескольких пятых и шестых классов, то в сельской из-за маленького количества детей — по-другому:
— Здесь учителю дают в один день, например, девятый, и пятый, и восьмой. Ко всем этим урокам нужно подготовиться. А на подготовку одного урока нужно более часа.
Наталья Александровна заряжается энергией во время прогулок с шестилетним сыном, которые они вместе устраивают в свободное время. Гимназия стоит возле огромного озера Ик, которое летом выглядит по-особенному красиво. Любимое времяпрепровождение учителя — встречать закаты рядом с ним. Мы дождались вечера и направились обратно в Омск, напитавшись спокойствием и тишиной сельской местности.

Озеро Ик выглядит бескрайним
Ранее мы рассказывали об «Учителе года» от Омской области Татьяне Панченко, которая завоевала сердца судей диафильмами и прошла в двадцатку лучших педагогов России.