Урок литературного чтения. Третьеклассники рассуждают, каково быть взрослым. Среди кучи тревожных мыслей о будущей работе раздается голос одного мальчика. Он говорит, что «быть взрослым» — значит «выбирать дело по душе и путешествовать, где хочешь».
Мы пришли на урок к 57-летней Татьяне Владимировне Панченко. Педагог всю жизнь проработала учителем начальных классов в гимназии № 9 в СибНИИСхозе, а в этом году Татьяна Владимировна выиграла областной конкурс «Учитель года», став лучшей в Омской области. На выигранные деньги, 500 тысяч рублей, Татьяна Владимировна организовала путешествие для всей своей семьи на Алтай. Так она исполнила свою давнюю мечту.
— Одна пожилая учительница говорила, что чувствует себя бессмертной благодаря работе. И мне каждый раз, когда я набираю детей, кажется, будто начинается новая жизнь. Только представить, что дети приходят к нам, не умея завязывать шнурки и держать линейку, а выходят совсем взрослыми! Мне кажется, только волшебник может делать так, — говорит Татьяна Владимировна о своей работе.
Взяла за правило — не перерабатывать
Стать учителем Татьяна Владимировна решила еще в детстве, когда расставляла перед собой куклы и рассказывала им сказки, а также объясняла, что изображено на картинках. В выпускном классе у девушки не оставалось сомнений, кем стать. Получив педагогическое образование, Татьяна Владимировна поступила на факультет психологии, не переставая работать с детьми.
— Назовите мне профессию, где ты приходишь на работу, и каждый раз на тебя смотрят тридцать пар глаз с воодушевлением и радостью. Это бесконечное общение с родителями, бабушками, дедушками и тетями, а я все-таки очень контактный человек.
Татьяна Владимировна ведет меня в свободный кабинет, садится за парту и разговаривает со мной так, будто знает целую жизнь. Здесь, в гимназии № 9, Татьяна Владимировна проходила первую практику. Затем ушла в декрет, после которого сразу вернулась в школу. С тех пор педагог непрерывно работает в гимназии на СибНИИСхозе. Говорит, с юности взяла себе за правило работать только с одним классом, 18 часов в неделю, потому что только так дети получат счастливого педагога.
— Я считаю, что только так можно полноценно отдаваться работе: готовиться к урокам, проверять тетради, подготовить интересности для детей. Учитель — тоже человек, и если он утром уходит, а вечером приходит, не останется в итоге ни желания, ни сил. В конце концов, нужно еще внучку водить на гимнастику. Так и выходит, что я захожу в класс энергичная, и дети в ответ дают то же самое, — улыбается Татьяна Владимировна.
Не могла заснуть из-за мыслей о конкурсе
В «Учителе года» педагог принимала участие первый раз, потому что не привыкла приходить на конкурсы одной. На испытания Татьяна Владимировна шла вместе со своей молодой коллегой, чтобы ее поддержать.
— Моя коллега, к сожалению, не прошла дальше, а я осталась. В итоге я так увлеклась, что не могла ни о чем думать, кроме как о предстоящем конкурсном уроке. Меня страшило не то, что он пройдет в другой школе с незнакомыми учениками, а то, что я смогу дать детям за ограниченное время. Ведь я не знаю их особенностей, — рассказывает Татьяна Владимировна.
К уроку педагог подошла креативно: нашла фильмоскоп и подготовила диафильмы (слайд-шоу, сопровождаемые субтитрами, которые были популярны до видеокассет и DVD). Татьяна Владимировна искала оборудование по всему городу и проводила бессонные ночи в раздумьях об уроке. После выигрыша на региональном этапе Татьяна Владимировна морально выдохнула во время поездки на Алтай, и с новыми силами поехала соревноваться дальше, в Саратов.
— Дни нам расписали полностью. На третий день мне казалось, что я знаю Саратов больше, чем Омск. Экскурсии, музей калача, теплоход по Волге… Но больше всего меня поразили люди. История учительницы с Чукотки, которая добиралась до нас почти четверо суток. Как она просыпается каждый день в тундре и идет на уроки. Или как живут учителя из Крыма и Донецка, каждый день живя в ожидании обстрелов, сидя с детьми в подвалах, — говорит Татьяна Владимировна, сдерживая слезы.
На уроке с саратовскими детьми педагог говорила о том, какие у людей могут быть жизненные ценности. Татьяна Владимировна выбрала свой любимый предмет — литературное чтение. Подготовить урок ей помогли ее третьеклашки. Для этого они написали на листочках, что дорого сердцу лично им.
— И как удивились дети из Саратова, когда их ответы совпали с ответами омичей. Так я немного приблизила их к нашему городу.
Ребенок не должен сидеть, как струнка
Татьяна Владимировна не прошла в двадцатку лучших педагогов России, но ничуть не расстраивается из-за этого. Дети же, увидев своего учителя, просили больше никуда не уезжать от них.
В кабинете она рассказывает мне о своих железных принципах преподавания, которые помогали ученикам лучше чувствовать себя на уроках.
— Мне всегда хотелось, чтобы ребенок себя свободно чувствовал, не сидел, как струнка. К доске я приглашаю вдвоем, чтобы было легче, если только это не стихотворение наизусть. Пусть один держит учебник, а другой решает задачу. Также я не ставлю двойки, если это не контрольная работа. Везде вплетаю краеведческий материал, например, строю математическую задачу на интересных фактах об омском транспорте.
Татьяна Владимировна скромно просит меня рассказать в статье о коллегах. Говорит, что не смогла бы продержаться долго без их поддержки. По ее словам, в гимназии № 9 образовался костяк опытных и душевных педагогов, которые понимают друг друга с полуслова.
Помимо школы, Татьяна Владимировна дает лекции для студентов и педагогов, а также черпает вдохновение в театре. На спектакли она ходит как с детьми, так и одна.
Я не могу надолго задерживать учителя, и Татьяна Владимировна отправляется на следующее занятие. Впереди у педагога — уроки до семи вечера, а затем — проверка тетрадей. Я прощаюсь также и с детьми, а они в знак уважения встают со своих мест и говорят: «До свидания».
Ранее мы рассказывали об «Учителе года» от Омской области Светлане Троян, которая вышла в финал в прошлом году. Она рассказывала, как ей удается работать на 2,5 ставки и совмещать это с ведением образовательного телеграм-канала.