Образование истории «Включала на уроках диафильмы»: как учительница стала лучшей в Омской области и выиграла 500 тысяч

«Включала на уроках диафильмы»: как учительница стала лучшей в Омской области и выиграла 500 тысяч

Педагог потратила деньги на семейное путешествие, о котором давно мечтала

Стаж Татьяны Владимировны — 38 лет

Урок литературного чтения. Третьеклассники рассуждают, каково быть взрослым. Среди кучи тревожных мыслей о будущей работе раздается голос одного мальчика. Он говорит, что «быть взрослым» — значит «выбирать дело по душе и путешествовать, где хочешь».

Мы пришли на урок к 57-летней Татьяне Владимировне Панченко. Педагог всю жизнь проработала учителем начальных классов в гимназии № 9 в СибНИИСхозе, а в этом году Татьяна Владимировна выиграла областной конкурс «Учитель года», став лучшей в Омской области. На выигранные деньги, 500 тысяч рублей, Татьяна Владимировна организовала путешествие для всей своей семьи на Алтай. Так она исполнила свою давнюю мечту.

Свой урок Татьяна Владимировна начинает со звонка

Сначала ученики подумали, что такое «быть взрослым», а педагог помогала им выполнить задание

— Одна пожилая учительница говорила, что чувствует себя бессмертной благодаря работе. И мне каждый раз, когда я набираю детей, кажется, будто начинается новая жизнь. Только представить, что дети приходят к нам, не умея завязывать шнурки и держать линейку, а выходят совсем взрослыми! Мне кажется, только волшебник может делать так, — говорит Татьяна Владимировна о своей работе.

Взяла за правило — не перерабатывать

Стать учителем Татьяна Владимировна решила еще в детстве, когда расставляла перед собой куклы и рассказывала им сказки, а также объясняла, что изображено на картинках. В выпускном классе у девушки не оставалось сомнений, кем стать. Получив педагогическое образование, Татьяна Владимировна поступила на факультет психологии, не переставая работать с детьми.

Со мной учительница поговорила в отдельном кабинете

— Назовите мне профессию, где ты приходишь на работу, и каждый раз на тебя смотрят тридцать пар глаз с воодушевлением и радостью. Это бесконечное общение с родителями, бабушками, дедушками и тетями, а я все-таки очень контактный человек.

Татьяна Владимировна ведет меня в свободный кабинет, садится за парту и разговаривает со мной так, будто знает целую жизнь. Здесь, в гимназии № 9, Татьяна Владимировна проходила первую практику. Затем ушла в декрет, после которого сразу вернулась в школу. С тех пор педагог непрерывно работает в гимназии на СибНИИСхозе. Говорит, с юности взяла себе за правило работать только с одним классом, 18 часов в неделю, потому что только так дети получат счастливого педагога.

По словам Татьяны Владимировны, полюбить профессию нельзя, если ты перерабатываешь и устаешь

— Я считаю, что только так можно полноценно отдаваться работе: готовиться к урокам, проверять тетради, подготовить интересности для детей. Учитель — тоже человек, и если он утром уходит, а вечером приходит, не останется в итоге ни желания, ни сил. В конце концов, нужно еще внучку водить на гимнастику. Так и выходит, что я захожу в класс энергичная, и дети в ответ дают то же самое, — улыбается Татьяна Владимировна.

Не могла заснуть из-за мыслей о конкурсе

В «Учителе года» педагог принимала участие первый раз, потому что не привыкла приходить на конкурсы одной. На испытания Татьяна Владимировна шла вместе со своей молодой коллегой, чтобы ее поддержать.

Педагог рассказала о своих «фишечках» в преподавании

— Моя коллега, к сожалению, не прошла дальше, а я осталась. В итоге я так увлеклась, что не могла ни о чем думать, кроме как о предстоящем конкурсном уроке. Меня страшило не то, что он пройдет в другой школе с незнакомыми учениками, а то, что я смогу дать детям за ограниченное время. Ведь я не знаю их особенностей, — рассказывает Татьяна Владимировна.

К уроку педагог подошла креативно: нашла фильмоскоп и подготовила диафильмы (слайд-шоу, сопровождаемые субтитрами, которые были популярны до видеокассет и DVD). Татьяна Владимировна искала оборудование по всему городу и проводила бессонные ночи в раздумьях об уроке. После выигрыша на региональном этапе Татьяна Владимировна морально выдохнула во время поездки на Алтай, и с новыми силами поехала соревноваться дальше, в Саратов.

В Саратове у педагога даже не было времени подготовиться

— Дни нам расписали полностью. На третий день мне казалось, что я знаю Саратов больше, чем Омск. Экскурсии, музей калача, теплоход по Волге… Но больше всего меня поразили люди. История учительницы с Чукотки, которая добиралась до нас почти четверо суток. Как она просыпается каждый день в тундре и идет на уроки. Или как живут учителя из Крыма и Донецка, каждый день живя в ожидании обстрелов, сидя с детьми в подвалах, — говорит Татьяна Владимировна, сдерживая слезы.

Поездка дала столько эмоций, что Татьяна Владимировна до сих пор отходит от переживаний

На уроке с саратовскими детьми педагог говорила о том, какие у людей могут быть жизненные ценности. Татьяна Владимировна выбрала свой любимый предмет — литературное чтение. Подготовить урок ей помогли ее третьеклашки. Для этого они написали на листочках, что дорого сердцу лично им.

— И как удивились дети из Саратова, когда их ответы совпали с ответами омичей. Так я немного приблизила их к нашему городу.

Для своего конкурсного урока Татьяна Владимировна выбрала литературное чтение

Ребенок не должен сидеть, как струнка

Татьяна Владимировна не прошла в двадцатку лучших педагогов России, но ничуть не расстраивается из-за этого. Дети же, увидев своего учителя, просили больше никуда не уезжать от них.

В кабинете она рассказывает мне о своих железных принципах преподавания, которые помогали ученикам лучше чувствовать себя на уроках.

Так, как учили в детстве Татьяну Владимировну, сейчас уже не совсем актуально

— Мне всегда хотелось, чтобы ребенок себя свободно чувствовал, не сидел, как струнка. К доске я приглашаю вдвоем, чтобы было легче, если только это не стихотворение наизусть. Пусть один держит учебник, а другой решает задачу. Также я не ставлю двойки, если это не контрольная работа. Везде вплетаю краеведческий материал, например, строю математическую задачу на интересных фактах об омском транспорте.

Татьяна Владимировна скромно просит меня рассказать в статье о коллегах. Говорит, что не смогла бы продержаться долго без их поддержки. По ее словам, в гимназии № 9 образовался костяк опытных и душевных педагогов, которые понимают друг друга с полуслова.

Свои правила учитель не нарушает все 38 лет

Помимо школы, Татьяна Владимировна дает лекции для студентов и педагогов, а также черпает вдохновение в театре. На спектакли она ходит как с детьми, так и одна.

Я не могу надолго задерживать учителя, и Татьяна Владимировна отправляется на следующее занятие. Впереди у педагога — уроки до семи вечера, а затем — проверка тетрадей. Я прощаюсь также и с детьми, а они в знак уважения встают со своих мест и говорят: «До свидания».

Ранее мы рассказывали об «Учителе года» от Омской области Светлане Троян, которая вышла в финал в прошлом году. Она рассказывала, как ей удается работать на 2,5 ставки и совмещать это с ведением образовательного телеграм-канала.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления