Будущий учитель русского языка и литературы Екатерина Шрайнер месяц проходила педагогическую практику в школе и успела столкнуться со странностями школьной программы. Почти всё это время ей пришлось обсуждать с детьми одно и то же. Почему так вышло и как она к этому относится, читайте в ее авторской колонке.
Первое, что я сделала, когда пришла в школу, — открыла учебный план по русскому языку для 6-го класса. Именно у шестиклассников мне предстояло вести занятия. Как оказалось, целых 13 уроков в программе посвящены типам речи: описанию, повествованию и рассуждению. И это при том, что с ними школьники уже знакомились в 5-м классе. Идут эти уроки, кстати, практически подряд.
По-моему, уловить разницу между описанием, повествованием и рассуждением можно минут за 30. Еще примерно час понадобится, чтобы научиться писать тексты каждого типа. Добавим еще час на отработку и закрепление навыков — и получим 2,5 часа. Что делать всё остальное время, непонятно.
Конечно, в учебном плане тема «Типы речи» не указана 13 раз. Ее формулируют по-разному, но сути это не меняет. Каждый раз, когда я приходила в школу и говорила детям что-то вроде: «Сегодня мы поговорим про монолог-рассуждение» или «Тема нашего урока: „Особенности описания как типа речи“», они тяжело вздыхали, а некоторые даже закатывали глаза. И я их в этом не виню. Мне бы тоже не понравилось из раза в раз обсуждать одно и то же.
Я не говорю о том, что такие уроки нужно совсем убрать из программы. Они важны, хотя бы потому что развивают творческое мышление и речь. Мы с детьми и сочинения писали, и учились развернуто отвечать на вопросы, и готовили небольшие публичные выступления. В общем, польза от таких уроков есть. Но насколько разумно тратить на них целых 13 часов в 6-м классе, когда у большинства учеников в силу возраста еще есть проблемы с грамотностью? Мне в сочинениях попадались и интересные сочетания вроде жы/шы, и «прИкрасная девушка», и слово «сонце», в котором куда-то пропала буква л, и «бело розовые стены» без дефиса. Ну а запятые, которые в детских тетрадках могут появиться в самом неожиданном месте и не появиться там, где они должны быть, — это вообще отдельный разговор.
Для сравнения, на повторение орфографических правил в начале года в 6-м классе отводится всего 6 уроков. По одному на каждую большую тему — от правописания суффиксов до правописания корней. Не больше трех-четырех часов, если следовать программе, займет изучение новых правил.
Здесь, конечно, очень многое зависит еще и от того, как учитель ведет урок. Мне, например, советовали в занятия, посвященные типам речи, добавлять упражнения на отработку правил русского языка, а еще обращать внимание детей на разные сложные моменты в орфографии и пунктуации и обязательно разбирать ошибки прямо на месте. С таким подходом еще есть надежда на то, что писать шестиклассники будут грамотно. Ну а если слепо следовать программе, то за 13 уроков дети успеют забыть даже те правила, которые знали.
В общем и целом, какой бы привлекательной ни казалась идея запихнуть в школьную программу побольше уроков развития речи, вроде тех, которые я вела у 6-го класса, про грамотность тоже забывать не стоит. Иначе дети так и будут писать с кучей ошибок.