Пару недель назад многих людей удивила новость о том, что на экзамене в 9-м классе по математике теперь разрешили пользоваться калькулятором. Учительница математики одной из омских школ с двадцатилетним стажем на условиях анонимности рассказала, почему она положительно относится к этому нововведению. Далее — от первого лица.
Первая эмоция, конечно, и лично у меня, и у всех остальных — это негодование. Это что получается, дети совсем отупеют? Мыслей было много. Дело в том, что вычислительные навыки — это огромный плюс для развития мозга, абстрактного мышления, внимательности и памяти. Но, подумав, я изменила свою позицию.
Отмечу, что речь идет не об использовании калькулятора ежедневно, а только на экзамене. Калькуляторы дают на химии и на физике и ежедневно, и на экзамене. На математике — нельзя каждый день. Но если речь идет только об использовании калькулятора на экзамене, то я не против. Объясню свою позицию.
На экзамене уже давно можно пользоваться формулами. Их количество, кстати, увеличилось за последнее время. Но на качество написания это не повлияло никак. Это касается даже самостоятельных работ в школе. У меня большой кабинет, и вся стена завешана формулами и по алгебре, и по геометрии. Помогло ли это? Нет.
Умный ребенок если подзабыл, то он посмотрит. Глупого хоть всего формулами обвешай, это не поможет. Потому что он не знает, как ими пользоваться. А экзамен направлен на проверку другого. Представьте ситуацию: ребенок во второй части решает задачу на движение. Он составил таблицу и дробно-рациональное уравнение. Он понимает, как раскрыть скобки, но ему нужен калькулятор только лишь для того, чтобы 127 умножить на 84. И в этом нет ничего страшного. Потому что дальше столько подводных камней, которые ребенок должен знать и применять для их решения, смекалку, внимательность и логику. Сиди с этим калькулятором, пожалуйста, и считай. На экзамене проверяется совершенно другое.
А если он не знает, как считать и что с чем сложить, какую формулу применить, то калькулятор ему, сами понимаете, не нужен от слова совсем. Ну полежит он рядышком. Ну потыкает он на кнопочки, и что?
Какой из этого нововведения может быть плюс? Многим детям станет спокойнее на экзамене. Они нервничают и допускают вычислительные ошибки именно на экзамене, потому что это стресс для любого ребенка. Даже если он хорошо учится и уверен в себе. Ошибка может быть из серии «3 умножить на 2 равно 18». Я им говорю: «Как всё сделаете, будете пересчитывать с калькулятором».
А вот во время урока калькулятор уже нельзя категорически. Ни в пятом, ни в шестом, ни в восьмом, ни в девятом. Они должны тренировать мозг, все виды памяти и мышление. Вот эта тренировка в итоге поможет им на экзамене.
А как вы относитесь к калькулятору на ОГЭ по математике?