Образование истории «Я не пойду туда — боюсь»: как омские педагоги учат школьников, которых обвиняют в особо тяжких преступлениях

«Я не пойду туда — боюсь»: как омские педагоги учат школьников, которых обвиняют в особо тяжких преступлениях

Репортаж из следственного изолятора № 1

В следственном изоляторе № 1 находится семь детей

На пропускном пункте нужно сдать телефон — с сотовыми нельзя. После досмотра нам выдают маршрутный лист, в котором прописано время пребывания, и мы направляемся в корпус с подсудимыми. Для человека, который ни разу не был в СИЗО, антураж может показаться жутким. На первом этаже неприятно пахнет дешевыми сигаретами и рыбой. Похоже, на обед сегодня будет уха. Откуда-то из конца коридора раздаются тоскливые мелодии. Здесь ожидают приговора суда взрослые заключенные под стражу. Нам на другой этаж — где живут дети. В следственный изолятор они попадают за тяжкие и особо тяжкие преступления, в их числе — убийства, изнасилования, распространение наркотиков.

В комнате по воспитательной работе довольно красочно

Через несколько лестниц, поворотов, железных дверей начинаешь теряться в пространстве: слепо следуешь за сопровождающими работниками УФСИН. Около пятнадцати минут блужданий в серых лабиринтах — и наконец-то комната по воспитательной работе, где обучают несовершеннолетних подсудимых. Интерьер довольно милый, если не обращать внимания на железные решетки на окнах и тревожную кнопку. На столах разложены оригами и самодельные домики. Стены расписаны цветочными завитками. Их украшают рисунки, портрет Достоевского и карта мира. За телевизором — коллаж, подготовленный к 9 Мая. На нём изображена «пленка времени», а рядом наклеены письма солдатам. Всё это — дело рук местных воспитанников.

Поделки подсудимых детей

Сейчас их в омском СИЗО семеро — шесть десятиклассников и одна девятиклассница. Они заходят в зал со сложенными за спиной руками под веселую музыку. Начинается линейка, посвященная 1 сентября. На мальчиках надета одинаковая зеленая форма, девочка — в такого же цвета юбке и рубашке. Конечно, привычных праздничных атрибутов в виде пышных бантов и белоснежных рубашек в СИЗО ждать не приходится. Но всё же какие-то первосентябрьские традиции сохранены. Подсудимые по очереди рассказывают стихи.

Ученики заметно волновались, рассказывая стихи

Один парень так сильно волновался, что забыл строки. Тем не менее его поддержала аплодисментами немногочисленная публика из числа руководства УФСИН и двух учителей. Затем подростки дружно спели песню «Здравствуй, школа» и вручили педагогам цветы.

Скромные. Робкие. Тихие. Глядя на них, сложно представить, что их поступки, приводящие в ужас, становились поводами для громких заголовков в СМИ. В СИЗО они ведут себя сдержанно. В первую очередь потому, что не хотят получить взыскания.

— Чтобы они как-то демонстрировали или проявляли нежелание учиться — такого я не замечала ни разу. В этом отношении нет проблем. Бывает, конечно, состояние возбужденное, встревоженное своими проблемами — как процесс идет, как суд состоялся, а так они очень дисциплинированы и хорошо ведут себя всегда. Мы же единственный источник знаний. Источник — с улицы. Интерес к жизни так у них сохраняется. Мы приходим из другого места, другие люди, не в форме и с погонами — может быть, и от этого частично, — рассказала учитель математики, физики и астрономии Анна Валентиновна Телюк.

Она — преподаватель с 36-летним стажем. Сейчас работает в школе № 152 на 5-й Армии, с которой у учебно-консультационного пункта СИЗО контракт. В следственном изоляторе женщина преподает уже десятый год. Вспоминает, что, когда устроилась сюда на работу, никакого страха не было, даже несмотря на предупреждения руководства УФСИН.

Анна Телюк преподает в СИЗО 9 лет

— Нас сопровождают сотрудники УФСИН и никогда не оставят одних. Я знаю, что сейчас две камеры на нас смотрят. В первый год посещения учебно-консультационного пункта меня учили: «Анна Валентиновна, вы не доверяйте [детям], здесь может быть всё что угодно. Даже ручка у ребенка в руках опасна. Одно движение — и она у тебя в горле». Мы уже научились всё контролировать, но ничего такого и не бывает. Помню, была одна учительница. Когда за ней закрыли дверь, она попросила открыть, ушла и сказала: «Я не пойду туда — боюсь». Она не прошла даже первый КПП.

Атрибутика 1 сентября в следственном изоляторе

Помимо Анны Валентиновны, здесь работают еще три учителя. Например, Наталья Леонидовна Орловская. В школе № 152 по должности она педагог-библиотекарь, а в СИЗО на протяжении шести лет учит детей русскому языку и литературе. Говорит, что иногда ее ученики не умеют даже читать. Тогда 15–16-летних подростков оформляют в начальную школу. Стоит отметить, что класс, в котором будут заниматься дети из СИЗО, определяют по их знаниям. Они проходят тестирование — учитывается уже пройденный программный материал, а также оценки, которые малолетние подозреваемые получали, когда учились в обычной школе или, например, техникуме.

— Были у меня ученики, которые не умели читать, — цыгане. Мы брали азбуку и читали по слогам. Были и такие, которые на протяжении двух или трех лет вообще не учились — бомжевали, беспризорничали или по семейным обстоятельствам не посещали школу, — поделилась учитель русского языка.

Наталья Орловская устроилась на работу в СИЗО шесть лет назад

Педагоги рассказали, что преподавание в следственном изоляторе — дело добровольное. При этом отметили, что, когда в учебный пункт требуются новые учителя, особого ажиотажа на такую работу нет.

— Мы к этой работе относимся как к работе. Надо значит надо. Учитель может отказаться — заставлять не будут. Обычно все мужественно молчат, а так, чтобы рваться и кричать: «Дайте мне нагрузку в СИЗО», — не помним такого.

Пока тревожной кнопкой учителям не приходилось пользоваться

Из-за небольшого количества учеников в этом учебном году они посещают СИЗО раз в неделю. Например, девять лет назад несовершеннолетних было больше двадцати человек. Тогда педагоги приходили 2–3 раза. По документам подсудимые оформлены в общеобразовательную школу № 152 как очно-заочники. Им, так же как и обычным детям, выставляют оценки в Дневник.ру и задают домашние задания. Поскольку это режимное учреждение, каждый раз учителя не знают, какую из камер к ним выведут на занятие. Стоить отметить, что девочки сидят в отдельных помещениях от мальчиков. Нельзя заниматься на одном уроке и подельникам.

— Кого нам привели, того мы и учим. Когда мы приходим, то не особо представляем, какой класс к нам выпустят. Нам можно проносить методические пособия, распечатки, но я не могу принести сюда ничего для лабораторной работы по физике. Режимом запрещено. Меня просто сюда не пустят с этим. Поэтому я должна рассказать всё на словах либо заменить решением задач, — продолжает Анна Валентиновна.

Следуй за мечтой...

Учителя рассказали, что относятся к подсудимым детям так же, как и к обычным в простой школе — волнуются за них, переживают. Педагоги намеренно не интересуются, по какой причине они здесь оказались.

— Конечно, переживаешь за них. Было такое, что передо мной стояла девочка и плакала. Казалось бы, наоборот, должна быть счастливой, что ей по статье маленький дали срок. Она ревела минут десять, не могли ее успокоить. А ей просто стыдно передо мной, — вспомнила Анна Валентиновна.

Своим опытом работы в СИЗО она делится на родительских собраниях в обычной школе. Но отцов и матерей это не особо впечатляет, и между ними возникает стена непонимания: всегда кажется, что всё плохое происходит только с другими.

— Проходит время, и дети из хороших семей сидят здесь, напротив меня. Если честно, я не хочу ни одного ученика здесь видеть. Особенно своих. Он тебя и знает, и помнит, и постоянно твердит: «Простите, простите». Как будто ножом по сердцу.

Учитель иногда встречает в стенах СИЗО учеников из обычных школ, в которых работала раньше
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства