Начался учебный год, и в жизнь родителей вернулось всё то, что они так «любят»: подъемы ни свет ни заря, домашние задания, сборы денег на подарки учителям и воспитателям, а самое главное — родительские чаты. Сама идея вести диалоги с помощью мессенджеров с учителями и педагогами кажется идеальной: можно не ходить на собрания школы и детского сада, получать ответы на интересующие вопросы и всегда быть в курсе событий. Но не тут-то было. Неопытному человеку хватит буквально пары дней, чтобы чат довел его до нервного срыва. «Какие кроссовки нужны на физру?», «Какой подарок купить воспитателю?», «А к какому завтра уроку?». В километровой ленте бесполезных сообщений можно не только заблудиться, но и забыть, что именно ты хотел узнать. Журналист NGS55.RU спросил у психолога, как сохранить нервную систему, а также по рассказам мам и пап составил топ-5 родителей, которые обязательно есть в любом чате.
«А что здесь было?», или родители-беглецы
К этой категории можно отнести родителей, которые по несколько дней не заходят в чаты, накапливая тысячи сообщений. Потом они быстро пробегаются глазами по ленте и задают контрольный вопрос «А что здесь было?».
К таким можно отнести Татьяну Быкову, маму 2-летней Вари и 4-летнего Андрея. В детский сад № 238 ходит только старший сын. Омичка пока состоит в двух чатах — официальном, где есть воспитатель, и неформальном, где ведут обсуждения родители. Совсем скоро число бесед увеличится вдвое — когда подрастет дочь. Татьяна рассказывает, что в последнее время наслаждалась месяцами тишины. Родители в период пандемии притаились, но ждали своего часа.
— Дети перестали ходить в сад, и родители поутихли. А в сентябре снова ринулись в бой. Когда я вижу по 100–200 сообщений, а потом голосовые посыпались, тогда я вообще не хочу это читать, просто спрашиваю, было ли что-то серьезное или нет. Я WhatsApp вообще редко пользуюсь. Когда захожу, там сообщений накопилось за 2–3 дня. Вступать с ними в полемику мне неинтересно. Я просто говорю: «Всем привет, я все пропустила, на что мы собираем — сколько денег надо сдать?» Перевожу деньги на карту и всё, — рассказывает Татьяна.
Самыми страшными поводами для переписки, считает Татьяна, могут стать грядущие праздники — 1 сентября, Новый год, 8 Марта, дни рождения воспитателей и нянечек.
— «А сколько сдадим?», «А это много или мало?», «А давайте подарим букет из конфет?», «Нет, давайте лучше подарим деньги!». Начинается тягомотина на несколько дней. Потом приходят к выводу, что проще купить сертификат. Я молчу и просто пролистываю бегло, — говорит Татьяна.
Родители-скандалисты
На фоне обсуждения подарков в родительских чатах часто возникают конфликты. Например, Полина, мама воспитанницы детского сада № 12/2, рассказывает, что такие родители разжигают войну, а потом молча наблюдают за происходящим.
— Мне все равно, что подарят ребенку в садике, это же не основной подарок, и я понимаю, что родительский комитет соберет деньги, потратит время, чтобы съездить, выбрать. Они уже автоматически молодцы, потому что своё время в это инвестировали. Есть мамы, которые начинают скандалить: «Мой ребенок не рисует — не дарите ему карандаши, а мой не любит раскраски — их не надо, а мой в ЛЕГО не играет!». Начинается война на тему «Что подарить».
Другая мама рассказывает, что родителям-скандалистам всегда кто-то чем-то обязан, и они портят настроение постоянным негативом.
— В речи таких людей постоянно звучат фразы «На каком основании», «Где об этом написано, дайте ссылку», кто-то вечно этим людям обязан. Или они с чем-то не согласны, например, когда все сады закрыли на дистанционку, одна начала лить негатив в родительский чат, как она недовольна, как это неудобно, что за ерунда и вообще. Ну и зачем мне это читать? У меня своего негатива дофига, — поделилась женщина.
Родители-юмористы
Многие родители в глубине души — подающие надежду комики. В родительских чатах можно встретить Петросяна, самовлюбленного остряка, отца, мечтающего стать стендап-комиком и… неуловимого армянина.
— У нас есть папа-армянин. Зайдет, пошутит и выйдет, — продолжает мама воспитанницы из детского сада № 12/2.
А вот мнение того, кто не против превратить родительскую беседу в капустник. Молодой отец Антон считает, что те, кто не воспринимает юмор, — скучные люди.
— Я в жизни отношусь ко всем вещам с юмором, самоиронией, люблю поржать над собой и другими людьми, соответственно, это все выплескивается в родительские чаты. Я чудесно отношусь к родителям, которые ловят со мной одну волну, и мы начинаем стебаться. И я не люблю родителей, у которых не совпадает со мной чувство юмора, которые не понимают моих шуток, я считаю их унылыми, — говорит Антон.
Родители-спамщики
На каждый день у таких родителей припасена картинка. Был бы повод.
— Есть мамы, которые засоряют чат картинками «Всемирный день слонов», «Всемирный день кошек», «Всемирный день всемирного дня» и так далее. Видосики, фотографии. Надоело. У меня отключены уведомления во всех чатах. Я звоню в родительский комитет и спрашиваю всё по факту, — рассказывает Полина.
К этой категории можно отнести и родителей, которые заваливают чаты статьями из интернета, часто запугивая других непроверенной информацией.
— Про прививки речь зашла. Нашлись такие, которые сразу нашли из интернета статьи. Проверенные, непроверенные — никто не знает. Начинается обсуждение этой статьи, льется негатив. Я считаю, что такая информация непроверенная должна быть запрещена. А с другой стороны, как запретить? Даже если не реагируешь на статью, ты уже эмоционально заведен. Поэтому я стараюсь дистанцироваться от чатов, читаю информацию только от учителя, — рассказывает Елена, которая состоит сразу в четырех чатах, поскольку у неё две дочери.
Девушка работает преподавателем в омском педуниверситете, у неё нет чатов со студентами, но она попыталась взглянуть на родительские беседы с позиции учителя.
— Это единственный механизм работы с родителями сейчас, потому что их не допускают в школу. Да даже когда допускали, чаты остаются основным инструментом. Сейчас даже с Дневник.ру в чаты дублируют информацию. Родитель не заходит на сайт, потому что рассматривает как какую-то обязанность, что учитель должен всё туда пересылать. Общение в чатах не регламентировано ничем. Это такие отношения, которые должны устанавливаться на уровне школ или уровне учитель–родитель. Такая этически-философская проблема. Честно говоря, я не знаю, как она может быть урегулирована, где в плане образования стоит вопрос чатов? — философствует Елена.
Трудные
«Трудными» родители называют мам и пап, которые задают миллион вопросов, когда им уже и так всё преподнесли на голубой тарелочке с золотой каемочкой.
— Когда учитель написал форму, расписание, расположение и так далее. И всё равно куча вопросов: «А куда входить?», «А во сколько?», «А что положить?», «А если не синее, а темно-синее — подойдёт?», «А питаются? А если не питаются, то дома кормить?», — возмущена Марина, мама омской первоклассницы.
«Покиньте чат», или никаких эмоций
Психолог омского психологического центра Ольга Гусева рекомендует лояльнее относиться к перепискам в беседах, а если нервы на пределе, то лучше и вовсе покинуть чат и найти способы добывать информацию другими путями.
— Если мы берем чат «учитель–родитель», то там должно проходить деловое общение. Дали информацию — и никаких эмоций и лишних комментариев. В чате «родители–родители» нужно провести градации. Если кто-то из родителей не хочет получать информацию, то туда можно не входить и удалиться. Что касается школьной жизни, достаточно знать информацию от педагога, который руководит и образовательным, и воспитательным процессами. Родитель вправе выбрать, в какой чат входить и где он хочет быть, чтобы сохранить нервную систему. Если человек по два раза спрашивает — на это есть причины и это особенности человека. Или ты «здесь» и находишь терпения и мудрости спокойно относиться к ситуации, либо можно выйти из чата и достаточно только деловых отношений с педагогом. Информацию можно по-другому получить, — рассказывает Ольга Гусева.
Также психолог считает, что руководители группы должны владеть не только организаторскими навыками, но и уметь сглаживать конфликты.
— Администраторам группы нужно не только полностью владеть информацией, но и быть куратором или медиатором, кто сможет успокоить людей. Здесь должны быть такие люди, которые умеют сглаживать не очень комфортные моменты. Например, написать «Уважаемые родители, здесь эмоции неуместны, мы переходим к следующему обсуждению», — подытожил психолог.