— Ты сейчас полетишь?
— Да!
— А ветер какой?
— По колдуну 360 градусов.
Этот диалог словно вырван из книги о волшебниках. В голове вырисовывается картина: чародейка запрыгивает на метлу и взлетает к облакам. На самом деле разговор происходит между инструктором и курсантом летного училища на Калачинском аэродроме, а колдуном называют указатель, который используется в воздушном флоте для определения направления ветра. Старшекурсница летно-технического колледжа гражданской авиации Ирина Долинина действительно скоро взмоет в небо на своей «аське». Так ласково студенты ОЛТУГА называют вертолет с As-350 B3e.
Перед полетом девушка проверяет остекление кабины, заклёпки, уровень масла в двигателе и редукторе, смотрит, на месте ли аварийно-спасательные средства.
— Обязательно проверяю целостность хвостовой пяты, чтобы она была без повреждений. Если ей коснуться земли и поцарапать, то будет авиационный инцидент, поэтому перед вылетом обязательно нужно убедиться, что она не повреждена, — вводит в курс дела Ирина.
Девушка приехала в Омск из Москвы в единственный в России колледж гражданской авиации. О том, какую специальность хочет освоить, знала ещё со школы. В столице она живет недалеко от аэродрома, огни которого завораживали, но выбор профессии больше был связан с любовью к технике и складом характера.
— В детстве родные думали, что я гуманитарий. Мама хотела, чтобы я стала лингвистом. Я изучала три языка, умею переводить, говорить, но чтобы это была моя работа — нет. Это мне не подходит. Пилот — больше для души, для энтузиастов. Вертолеты мне просто нравятся, как кому-то нравится мороженое, — смеется девушка.
При поступлении в летное училище будущие курсанты проходят врачебно-летную экспертную комиссию. Сделать это не так-то просто: к здоровью и отбору будущих пилотов — самые жесткие требования. Это связано с ответственностью за жизни пассажиров и сохранность воздушного судна.
— Ещё за определенное количество времени надо решить много тестов: чем точнее будут ответы на вопросы, тем лучше — без перерыва. Они определяют способность воспринимать большую нагрузку, — рассказывает Ирина.
На одном курсе с ней на направлении эксплуатации летательных аппаратов в летном училище обучаются 110 человек. Из них пятеро — девушки. Курсант считает, что у будущей профессии нет пола и главное в вертолетном деле — быстрая реакция и освоенные навыки.
— Всё зависит от склада ума и возможностей человека. Тут ничего не решает пол. Решают психофизические и психоэмоциональные возможности человека, его мозг и скорость реакции. Есть парни, которые физически меня слабее на курсе. И что теперь? Сравнивать парня и девушку здесь некорректно, — твердо уверена вертолетчица.
Когда она впервые села за штурвал еврокоптера несколько недель назад, ни на секунду не испытала чувство страха. Девушка самостоятельно выполнила висение у земли (вертолет необходимо было удержать на расстоянии полутора метров), виражи и манёвры в воздухе, разгон и гашение скорости.
— Первый полет был очень хороший. Инструктор сначала показал, а потом передал управление, я все повторила и обратно летела сама. Вообще не страшно. Ты сосредоточен, у тебя есть алгоритмы действий. Было ощущение, как будто я каждый день летаю. Не было эйфории. Только когда вышла из вертолета, осознала, что это был первый полет, — вспоминает Ирина Долинина.
На практике курсанты отрабатывают аварийные и нештатные ситуации. Например, обыгрывают случаи, когда у вертолета отказывает двигатель. Для того чтобы перевести судно в режим самовращения несущего винта, необходима высокая скорость и грамотная техника пилотирования. Этот маневр один из самых любимых у Ирины, поскольку можно прочувствовать всю мощь вертолета и на долю секунды ощутить невесомость.
— Мы находимся на расстоянии 900 метров от земли. При авторотации вертолет быстро снижается со скоростью 11 метров в секунду и создается большая вертикальная скорость. Когда ты сам немного отрываешься от вертолета, возникает такое чувство, как будто ты находишься в невесомости, — делится впечатлениями курсант.
До романтики во время полетов, рассказывает Ирина, пока далеко. Прежде чем наслаждаться красивыми видами деревьев, озер и городских построек, нужно овладеть мастерством пилотирования. Первое время курсанты концентрируются на многочисленных приборах, выдержке параметров, следят за обстановкой за пределами кабинеты. Например, чтобы не допустить аварийной ситуации, необходимо наблюдать за поведением птиц. Часто крупные птицы летят прямо в лоб.
— Соколы и вороны редко уступают место. Летят очень нагло и не поворачивают. Нам нужно либо отвернуться от них, сделав крен, либо пройти выше, — продолжает студентка.
Примерно через полтора месяца Ирина пересядет с «аськи» на большой двухдвигательный вертолет Ми-8Т. Для того чтобы получить диплом коммерческого пилота, необходимо пролетать 90 часов. Ирина планирует устроиться на работу в авиакомпанию. Говорит, что в среднем по России пилоты получают 80–90 тысяч рублей. Но это для неё не предел.
— Я буду работать и поступлю заочно на высшее образование, хочу больше перспектив для себя. Моя дальнейшая задача — стать космонавтом, — мечтает Ирина. — Это вполне реально. Если видеть конечную цель, то можно ее достичь.