Экономика Кризис-2024 «Цены вырастут практически на всё»: что и когда подорожает в Омске из-за дешевого рубля

«Цены вырастут практически на всё»: что и когда подорожает в Омске из-за дешевого рубля

Эксперты рассказали, как новый курс валют отразится на нашей продуктовой корзине

Цены могут отбить аппетит

Рубль начал активно дешеветь еще в июле, а в августе буквально устроил «американские горки». Месяц начался с курса 91,59 рубля за доллар, к середине он достиг 101 рубля, а затем, когда Центробанк резко поднял ключевую ставку, снизился до 93,4. Хотя больше, чем цифры на табло с курсами валют, омичей интересуют цифры на ценниках в магазинах. NGS55.RU спросил у Банка России, экономиста и ритейлера, подорожают ли продукты и если да, то когда, какие и на сколько.

Подорожает, но не быстро

Доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Евгений Капогузов в том, что стоимость продуктовой корзины взлетит, даже не сомневается.

— Это же известная история, что малейшее колебание курса доллара в сторону повышения может провоцировать продавцов на попытки изменить конечную стоимость потребительских товаров, пусть даже импортная составляющая минимальна, — говорит он.

По данным Центробанка, процесс пошел: за июль продовольственные товары подорожали на 1,27%, хотя до этого три месяца подряд динамика цен была обратной. Негативный тон задали импортные фрукты и овощи: яблоки, апельсины, лимоны, морковь, капуста и картофель (+10,71%). А рост расходов на заграничные ветпрепараты и кормовые добавки для кур-несушек привели к тому, что яйца из простых стали золотыми (+10,23%). В августе цены ускорились.

— Рост цен уже идет, однозначно. Это заметно по магазинным ценникам. Просто есть различные акции и предложения, которые люди стараются отслеживать. Но по динамике Центробанка всё очевидно, — добавляет Евгений Капогузов.

Владелец дистрибьюторской компании «Торговый дом "Шкуренко"» и сети магазинов «Победа!», «Низкоцен» и Eurospar Виктор Шкуренко успокаивает, что время подготовиться к заметному подорожанию продуктов питания у омичей еще есть.

— Конечно, цены изменятся, просто есть временной лаг от того момента, как повысился курс доллара к рублю, до того, как это всё отразится на полках. Это где-то от трех до шести месяцев, — прогнозирует бизнесмен. — Потому что есть запасы продукции во всей цепочке товародвижения — от производства до розницы. Пока эти запасы не выработаются, пока они с рынка не исчезнут, до тех пор цена не будет расти драматически. Если и будет, то незначительно. А потом, когда нужно будет завезти новое сырье либо новые импортные позиции, потихонечку это будет отражаться на ценах.

Виктор Шкуренко отмечает, что поставщики товаров для торговых сетей не смогут быстро поднять цены, даже если очень захотят.

— Сетевая торговля выступает дефлятором, поскольку надо договариваться с байерами, чтобы они приняли ваши новые закупочные цены. Поэтому в договорах есть 30–60 дней, в течение которых мы, поставщики, обязаны поставлять продукцию по старым ценам, — объясняет владелец холдинга. — Мы пишем письма о том, что цена поднимается, и только через 30–60 дней сеть либо соглашается с поднятием цены — либо не соглашается. Если не соглашается — этот товар исчезает с полок, если соглашается, то, соответственно, будет новый ценовой уровень.

Ешьте местное — импортное скоро станет совсем не по карману

Подорожает не только импортное

Россия стремится к независимости от зарубежных поставок сырья и продуктов. Но есть продовольственные товары, которые импортозаместить не удастся. По ним ослабление рубля ударит больнее всего.

— Наша продовольственная безопасность еще недавно была обеспечена с точки зрения импортозависимости. По многим товарам, которые раньше ввозились, типа мяса или зерна проблема в той или иной степени решена. Надо смотреть на товары, которые реально импортируются. Экзотические фрукты. Кофе — это отдельная тема, потому на рынке кофе тенденции существуют разные. С одной стороны, падение рубля, с другой стороны — мировой рынок кофе, который может меняться. Кофе в России не растет, его невозможно обеспечить импортозамещением, — приводит пример Евгений Капогузов.

Виктор Шкуренко уточняет, что у фруктов и овощей свои законы образования цены. Она корректируется каждый день, так что сезонные продукты при расчете инфляции могут не учитывать. Но и без них цены в магазинах вырастут «на всё, практически на всё».

— Всё, что импортируется, — это очевидно. А вот неочевидные вещи, например мука. Потому что в мире цена в долларах считается. Сейчас появится соблазн продать зерно за рубеж, и этим мгновенно воспользуются наши сельские товаропроизводители, которые уже два года находятся в депрессии из-за низкой цены. Цена на зерно, на муку давно не поднималась, много фермерских хозяйств разорились из-за этого. Сейчас они будут отыгрываться на нас, на покупателях, что, собственно говоря, правильно, — признает бизнесмен.

Помимо кофе и чая, которые в России только упаковывают, стоит ждать роста цен на консервацию. К примеру, горошек, кукуруза и шампиньоны на полках в основном от китайских производителей.

— Россия, несмотря на нашу политику, всё больше и больше становится закрытой страной. Тем не менее у нас рыночная экономика, и как бы мы ни закрывались, всё равно товар туда-сюда пересекает границу. А мировая цена определяется в долларах, а не в рублях, — добавляет Виктор Шкуренко.

Доля акционных продуктов в корзине уже доходит до 40%

Импортное подорожает в 1,5 раза

На сколько вырастут цены, Евгений Капогузов прогнозирует с осторожностью, но на продуктовой корзине, обнадеживает он, новый курс валют скажется меньше, чем, к примеру, на бытовой технике и электронике. В непродовольственном сегменте доля импорта всё-таки гораздо выше.

— Как сказал бывший глава Центробанка Сергей Дубинин, в ближайшее время не стоит ожидать курса порядка 60 рублей за доллар. И я думаю, новый уровень понимания, что 90–95 рублей — это будет тот ориентир, который надо людям планировать. Естественно, это примерно в полтора раза рост цен по импортным товарам. Естественно, это влияет в том или ином формате на конечную цену всей потребительской корзины, — отмечает он.

По мнению Виктора Шкуренко, рынок адаптируется к новому курсу валюты примерно за год. Только одни ритейлеры поднимут цены сразу, а другие будут сдерживать их до последнего.

— Кто-то стратегическую гибкость проявляет, а кто-то как математик — взял калькулятор и тут же пересчитал свои остатки по новому уровню курса доллара. Это такие конкурентные хитрости, — делится эксперт.

Это значит, что покупателям придется побегать по магазинам в поисках лучшей цены. А лучшая цена, как правило, действует только во время акций. Уже сейчас доля продуктов, которые омичи приобретают со скидками, доходит до 30–40%.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства