День Победы — отличный повод, чтобы посмотреть военный фильм. В свежую подборку от автора ютьюб-канала KINOKOS вошли небанальные фильмы о разных войнах, причем как русского, так и зарубежного производства. Например, «1917» с эффектом «одного кадра» или снятая на месте реальных боев «Брестская крепость».
«28 панфиловцев» (2016 г.)
Фильм об обороне Москвы, снятый на пожертвования.
Режиссеры Ким Дружинин и Андрей Шальопа снимали фильмы с 2008 года, но выстрелил только «28 панфиловцев». Получившийся военный фильм — это их гордость. Сценарий Шальопа начал писать еще в 2009 году с целью показать символ битвы за Москву, затем открыл сбор для пожертвований. После того как люди собрали с помощью краудфандинга 34 миллиона, на фильм выделил деньги Минкульт России.
В фильме рассказывается о подвиге, который дивизия Панфилова совершила осенью 1941 года во время обороны Москвы. Цель Шальопы — сделать тоньше грань между зрителями, которые никогда не видели войны, и героями фильма. Для этого он использовал серые и черно-белые тона в сценах после боя, что визуально отсылает нас к старым фотографиям и памятникам.
В интервью Geek TV Андрей Шальопа называет себя «человеком из леса», так как у него не было образования режиссера. То же можно сказать и об актерах: их набирали с улицы, из диаспор казахов и киргизов в Москве, Санкт-Петербурге и Иваново. Дело в том, что дивизия Панфилова была многонациональной. Такой способ набора актеров и массовки был единственным из вариантов. Фильм смог собрать в мировом прокате 6,4 миллиона долларов, полностью окупив затраты и принеся больше 4 миллионов долларов.
«Брестская крепость» (2010 г.)
Фильм об атаке немцев 22 июня 1941 года, снятый на месте реальных событий.
Александр Котт, снявший большую часть «Елок», еще до успеха новогодних фильмов срежиссировал «Брестскую крепость». В фильме Котт стремился показать события 22 июня 1941 года с документальной точностью, на контрасте мирного времени маленького городка накануне начала войны с ужасами боев. Для этого съемки перенесли в белорусский Брест, где приходилось разминировать некоторые участки. Именно Брестская крепость приняла на себя первый удар гитлеровской Германии.
Центральный образ в картине — храбрый мальчик Сашка Акимов. В его лице режиссер хотел изобразить героизм всех детей, которые находились рядом со взрослыми во время атак. Помимо юного актера Алексея Копашова, который во взрослом возрасте сыграл в «Подольских курсантах», в фильме снялись Павел Деревянко, Александр Коршунов, Анна Цуканова-Котт, Евгений Цыганов и другие.
Достоверности съемочная группа пыталась достичь всеми способами. Среди них — работа художника Алима Матвейчука, сделавшего копии построек довоенного времени и копию Холмских ворот. Матвейчук известен работой над сериалами «Каменская» и «Тихий Дон» 2015 года. За операторскую работу взялся Владимир Башта, который трудился над фильмами разных мастей — от хайпового сериала «Водоворот» до авторского кино «Географ глобус пропил».
«1917» (2019 г.)
Фильм о Первой мировой войне, снятый «бесконечным кадром».
Режиссер картины Сэм Мендес берется за фильмы крайне редко, тем более — за военные. Он поразил весь мир драмой о разводе «Дорога перемен» с Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо и откровенной исповедью белого воротничка «Красота по-американски». За последний, кстати, взял «Оскар» в 2000 году.
К «1917» Мендес готовился еще на съемках фильма о Джеймсе Бонде. В «007: Спектр» режиссер использовал длинный кадр, чтобы показать напряжение. В «1917» он стал смелее: теперь весь фильм смонтирован из длинных кадров до 8,5 минуты. От этого зритель чувствует хичкоковский саспенс.
Главные герои — капрал Блэйк и солдат Шонфилд, которым поручили отнести приказ об отмене наступления от генерала Эринмора до полковника Маккензи. Для этого им приходится пересекать вражескую территорию, и их жизни постоянно висят на волоске. В фильме ужасы войны показываются главным образом глазами юного Шонфилда. Его, кстати, играет восходящая звезда Британии, Джордж Маккэй, один из претендентов на роль нового Джеймса Бонда. Помимо него, в актерском составе — Колин Ферт и Бенедикт Камбербэтч. Сценарий создавался на основе рассказов деда режиссера, Альфреда Мендеса.
«Репортерша» (2015 г.)
Комедия о журналистах, работающих на войне в чужой стране.
Фильм необычен по жанру: соединить комедию и военную тематику отважились режиссеры Глен Фиккара и Джон Рекуа. Оба вместе работали над комедией «Эта дурацкая любовь» и над проектами для детей. Например, над «Крутыми бобрами» и «Кошками против собак». В числе их проектов — популярный сейчас драматический сериал о семейных ценностях «Это мы».
По сюжету «Репортерши», телевизионный канал из Нью-Йорка ищет бездетного журналиста для работы в Афганистане. Ким Бейкер решает принять вызов, поехать в незнакомую страну, тем самым убежав от надоевшего бойфренда и унылой работы. На месте она знакомится с корреспондентом BBC Таней Вандерпол и фотографом из Шотландии Иэном МакКелпи. Вместе они пишут репортажи, рискуя жизнями, и находят общий язык с людьми другой культуры.
Фильм автобиографичен: за основу взяли историю журналистки Ким Баркер, которая работала в Афганистане в 2002 году. Это лента о желании жить даже в трудные моменты, о профессиональных вызовах и месте женщины в мире мужчин. Главную роль играет камедивумен Тина Фей, которая выступила продюсером ленты. Вместе с ней сыграли Марго Робби («Барби» и «Волк с Уолл-стрит») и Мартин Фримен («Шерлок» и серия фильмов о хоббите).
«Кровавый алмаз» (2006 г.)
О войне в ЮАР и праве человека на жизнь.
Режиссер боевика-триллера Эдвард Цвик известен лентами «Последний самурай», «Влюбленный Шекспир» и «Любовь и другие лекарства». Как герой Тома Круза в «Последнем самурае» отправляется в Японию, так и герой Ди Каприо едет в Африку за приключениями в фильме «Кровавый алмаз». Вместе с Леонардо Ди Каприо играют Дженнифер Коннелли и Джимон Хонсу.
Действие происходит в Западной Африке во время гражданской войны в 1999 году. В Сьерра-Леоне идет борьба за алмазы, за которыми охотится контрабандист Дэнни Арчер. Кровавыми они называются из-за того, что их выкапывают во время войны. Дэнни решает помочь чернокожему рыбаку, сына которого забрали в «детскую армию», постепенно меняя свои взгляды на жизнь. Повсюду — нарушение прав человека на жизнь, свободу и право выбора.
Над фильмом работал оператор Эдуарду Серра, известный по работе над последними частями «Гарри Поттера». А еще фильм получил пять номинаций на «Оскар» и вызвал острую реакцию со стороны властей ЮАР.