Культура мнение «Какая от меня польза, я же баба?»: рецензия на фильм «Воздух» с омской актрисой в главной роли

«Какая от меня польза, я же баба?»: рецензия на фильм «Воздух» с омской актрисой в главной роли

Вместе с Лапшиной в нем сыграли Безруков, Лядова и Тарасова

Знаменитых актеров в фильме предостаточно

18 января в российский прокат вышел фильм «Воздух» (16+) с актрисой из Омска Кристиной Лапшиной в одной из главных ролей. Фильм о войне с Сергеем Безруковым, Аглаей Тарасовой и Еленой Лядовой обещал быть одной из многих подобных лент, но после просмотра автор этой колонки Мария Носенко еще долго не могла прийти в себя от тревоги и накатившихся слез. Тем, кто только планирует посмотреть фильм, лучше пока не читать этот текст: в нем есть спойлеры.

На фильм я шла без особого энтузиазма: кино о Великой Отечественной войне периодически выходит в прокат, особо не задевая моего внимания. Дело в том, что у блокбастеров про войну с именитыми актерами похожая структура: есть герой, он преодолевает трудности, вырастает духом, а в итоге советская армия побеждает немцев. Так было с «Битвой за Севастополь» (12+), «28 панфиловцами» (12+), «Зоей» (12+) и с «Т-34» (12+).

«Воздух» не оказался исключением. История разворачивается вокруг блокады Ленинграда, а начало событий — осень 1942 года. В смешанный авиационный полк приходит подразделение юных летчиц. Сюжет напоминает «А зори здесь тихие…» (12+): девушки здесь такие же молодые и пока не понимают, что такое война.

Омичка Кристина Лапшина (крайняя справа) играет богачку Машу

Но первые кадры сразу отбрасывают всю геройскую романтику, которую могут вызвать фильмы о Великой Отечественной войне. Это больше похоже на хтонический «Иди и смотри» (18+) Элема Климова. Мертвые люди лежат вперемешку возле «дороги жизни», маленькие дети, перепачканные кровью, зовут своих мам. Закутанные с ног до головы, они ходят в произвольном направлении, словно куклы. Свист, скрежет, грязь, обстрелы и маленький грузовик, водитель которого выжимает педаль газа, чтобы хоть кого-то отсюда вывезти. Здесь меня прошибло на слезы, и я сразу поняла, что этот фильм не из легких. Скорее всего, вышел он 18 января не случайно: блокаду Ленинграда сняли ровно 80 лет назад.

Экранные бойцы погибают постоянно

Дальше в дело вступают девушки, которые приехали на подмогу в полк летчиков, но начинается поток стереотипных фразочек в их адрес: «Вам бы на кухню», «Идите музыку нам сыграйте», «Да что вы можете» и «Лучше бы рожать пошли». Этот ход я видела в кино, кажется, уже миллион раз. Однако когда словесная перепалка парней и девушек закончилась, я задумалась о том, что так могло быть на самом деле. Так уж было заведено, и никто не виноват.

Не буду скрывать, мне было интересно посмотреть на первую кинороль омички Кристины Лапшиной. Берет гордость, когда понимаешь, что землячка играла с мастодонтами российской сцены и снималась у Германа-младшего. И крупную роль получила с первого раза! По словам актрисы, завоевать хорошую роль ей помогла школа омского театра драмы, в котором она служит.

Кристина чувствовала себя на своем месте

Кристина играет летчицу Машу из богатой семьи. Она приезжает из Москвы, и остальные девушки недоумевают, чего ей сдалась эта война. Героиня Лапшиной — серьезная, утонченная и уравновешенная девушка, и ярких эмоций актриса не показывает. Герои Безрукова, Талызиной и Тарасовой выделяются больше. Но мысленно я поддерживала омичку: «Так держать! Только не останавливайся».

Сложная роль досталась Анастасии Талызиной (кстати, это внучка знаменитой актрисы Валентины Талызиной). Она раскрывается ближе к середине, когда девушки начинают гибнуть. Летчиц становится меньше, и фокус смещается на немногих выживших. Остается троица: Маша (Кристина Лапшина), Катя (Аглая Тарасова) и Женя (Анастасия Талызина). Маша пропадает без вести, Катя погибает, а Женя в каждом бою вытягивает «счастливый билет». Из-за зависти ее почти избивает парень из полка. В голове девушки куча вопросов, от «Что важнее — государство или человек?» до «Стоит ли мне жить?». Именно судьбу Жени раскрывают лучше всего: родителей убили, от фамилии пришлось отречься из-за того, что отца приписали к «врагам народа», а после детдома ее насиловал преподаватель по балету. Как девушка держится — загадка.

Женя, как и многие, с нетерпением ждет конца войны

Хочется отдать должное и режиссеру. Сцены с воздушными боями вызывают чувство жуткой тревоги, и это не тот случай, когда хочется промотать. Здесь играет роль крупный план, который используют в напряженные моменты. Его держат довольно долго. Зрителю показывают слезы, пот, краснеющие глаза и дрожащие мускулы лица. Напряжение усиливают звуки: скрежет, взрывы, прерывистые дыхание и голос, шепот с мольбами о помощи и со словами прощания с этим миром. Это максимально погружает в переживания девушек, и от этого становится так страшно. Как можно было не сойти с ума после очередного боя, где ты на грани жизни и смерти? Тяжелую атмосферу подкрепляют жуткие кадры, когда одних погибших едят крысы, а других скатывают в братские могилы.

В фильме почти нет музыки. Это тоже добавляет напряжения, зритель фокусируется на естественных звуках, а не отвлекается на песню Полины Гагариной или другой трек с героическим подтекстом. Единственное, что я уловила, это Вивальди. Как сказал герой Безрукова, командующий Алексей Астафьев, «Вивальди и полет — почти одно и то же». Поэтому Алексей и заставляет своих бойцов его слушать.

Крупного плана в фильме много

Режиссер закладывает в зрителя мысль, что человек одновременно и силен, и хрупок. Сердце командующего так устает от постоянных потерь и подавления эмоций, что в итоге просто останавливается. Катя умирает в кабине самолета, хоть авария с виду небольшая. А люди моментально гибнут от пули. В то же время герои почти круглосуточно бьются с врагом, откуда-то берут силы и чудом не сходят с ума.

В напряжении забываешь даже о том, что картина посвящена женщинам. Они сами предвзяты к себе из-за пола. «Какая от меня здесь польза, я же баба?» — спрашивает Женя у командира. Девушка будто не видит свою силу, смелость и твердость. «Буду тебя называть Борис Борисович, станет легче», — получает она ответ. Другие мужчины в конце фильма отрекаются от своих слов про женщин, увидев, что Женя дослужилась до старшего лейтенанта.

Герой Безрукова теряет любимых людей, но не перестает влюбляться вновь

У фильма кольцевая композиция. В конце Женя принимает новых девушек к себе: так же, как и когда-то принимали ее. Как и ее первый командир Рита (исполняет роль Елена Лядова), она внезапно погибает в бою. А затем в кадре появляются небольшие домики, в которых ничего не знают об этих ужасах. Люди обсуждают кашу, погоду, плохой сон, болящую шею. Даже в такое время они не перестают быть обычными людьми, и их жизнь продолжается.

А вы уже посмотрели «Воздух»?

Да, фильм очень тронул
Да, но мне не понравилось
Нет, но собираюсь посмотреть
Нет, не хочу смотреть
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства