Пожалуй, каждый житель Омска замечал на городских строениях граффити с различными надписями, в том числе с именами художников. Кто-то видит в этом современное уличное искусство, кто-то считает вандализмом, но граффитисты продолжают заниматься своим делом, несмотря на общественное осуждение и возможные проблемы с законом. Известные омские граффити-художники SLAVA и Благо рассказали NGS55.RU, зачем они рисуют на стенах и какую художественную ценность представляют их работы.
Дима Трипов — о понятиях
Для начала предлагаем разобраться в терминах, которые привыкли использовать граффити-художники. В этом нам помог омский художник Дима Трипов.
По его словам, граффити могут считаться любые рисунки или надписи на стене, заборе или другой поверхности. Быстрое нанесение слова или имени художника на стену называют теггингом. Чаще всего для теггинга используется один цвет. А стрит-арт — это уже целое направление в искусстве, связанное с рисованием на улице. Под это понятие попадают не только граффити, но и стикеры, постеры и уличные инсталляции. Ещё существует такое понятие, как бомбинг. Это экстремальный вид граффити, когда художники рисуют на защищённых объектах и сознательно нарушают закон.
— Что стрит-арт, что теггинг являются основами граффити. Теггинг вообще лежит в самом начале, это то, откуда именно и началось граффити. А стрит-арт — это одна из частей граффити, это отдельное направление, — объяснил Дима.
У всех этих течений разные цели. Целью стрит-арта может быть всё что угодно, в том числе политические высказывания или просто желание создать что-то красивое. А у тега единственная цель — показать, что человек здесь был. На вопрос о том, есть ли какой-то скрытый смысл в граффити с именами художников или словами, Дмитрий отвечает отрицательно. По его словам, это реклама самого себя как художника, работает это по аналогии с рекламными билбордами.
Считать граффити вандализмом, по его словам, не стоит. Художники расценивают это как творческий порыв, к которому пока ещё не привыкли другие люди. Академический рисунок легче укладывается в сознании человека, который не увлечён стрит-артом.
— В целом можно объяснить, что это порыв творчества. Просто он лежит немножко в другой категории, нежели все привыкли, — продолжил Дмитрий. — Все привыкли к художникам, которые рисуют на холстах, допустим, у себя дома, и потом в галерее это выставляют. А уличные художники на то и уличные, улица — их холст. Бывает, когда это довольно гармонично вписывается в окружающий пейзаж. Бывает неуместно, бывает очень уместно. И я сейчас говорю не про какие-то портреты или прочие художественные штуки. Бывает, даже какой-нибудь двухцветный рисунок отлично вписывается в архитектуру.
Для граффити-художников есть «запретные места», которые они никогда не будут разрисовывать. Например, это скульптуры, памятники архитектуры, исторические памятники — всё, что представляет определённую культурную ценность. То есть ни один здравомыслящий человек не будет расписывать, допустим, ту же пожарную каланчу. Самые лучшие локации для них — места с большим трафиком, в которых увидеть их работу может наибольшее количество людей.
Бомбинг идёт рука об руку с приводами в полицию, штрафами и административными статьями. Сам Дмитрий признаётся, что не раз попадал в участок за роспись стен. Для него и его единомышленников это как вид спорта — осознанно выйти на точку, зная, что их в любой момент могут поймать. Многие рисунки появляются из-за риска и адреналина.
— Человек выходит и рисует, потому что ему это интересно, это его хобби. Ну вот люди марки собирают. Кому-то это просто нравится и всё, у них нет какой-то цели, — добавил он.
Но молодой человек не считает, что стоит декриминализировать граффити.
— Если это разрешат, то эта сфера может практически уйти из города, потому что она потеряет свой смысл. Многим художникам важно сделать там, где нельзя, — отметил он.
Благо: «Для меня граффити — не средство протеста против серых зданий»
Граффити-художник, рисующий под никнеймом Благо, рассказал, что о движении узнал ещё в 2006 году, когда учился в школе. По его словам, в те времена его знакомые уже выходили на улицы тегать, но ему это не слишком нравилось. Первые рисунки дальше тетрадей и редких надписей маркерами на заборах не заходили. Впервые рисовать на улицу молодой человек вышел в 2011 году. До 2015 года парень наносил куски (иными словами — уличные рисунки) «crack» в разных вариациях: на русском, на английском, меняя правописание слова. Он вспоминает, что всего за это время сделал около ста рисунков, после чего ему это надоело.
Спустя какое-то время на стенах стала появляться надпись «Благо», которую он использует до сих пор. История её возникновения проста — парня так назвал друг, с тех пор это имя за ним закрепилось.
Одна из самых нетипичных работ для Блага — ролл ап (рисунок валиком) у «Континента». Вместе с художником Maer из команды DRM они сделали надпись «Раньше было лучше» — в память о весёлых временах и людях, которые были с ними в те дни. За то время, что Благо занимается граффити, в его жизни появилось большое количество интересных людей, представителей разных профессий. Молодой человек не вкладывает в свои работы потаённого смысла, который кто-то пытается найти. Его цель — сделать рисунок на видном месте, чтобы его увидело как можно больше людей. Он уверен, что граффити никак не уродуют город.
— Для меня граффити не является средством какого-то протеста против серых зданий или системы, как думает большинство людей об этом. Это чисто развлекаловка, спортивный интерес, вид творчества. Кто-то ездит на охоту, рыбалку, сидит часами, чего-то ждёт, выслеживает. Мне больше по душе слить последние деньги на краску и сделать какое-нибудь крутое видное место либо встретиться с друзьями и порисовать где-нибудь на районе, — объяснил парень. — Я искренне убеждён, что рисунки на стенах (не теги) нисколько не портят облик города. Вон реклама, все эти баннеры, объявления, которые повсюду, по сути, то же самое, только без души и за деньги.
Граффити не приносит парню денег. Он в шутку называет себя гражданином-пролетарием и работает на стройке. В свободное время Благо занимается тайским боксом, фотографирует на плёнку и коллекционирует значки.
В конце июля Благо и его небезызвестного друга SLAVA задержали на станции Татарская в Новосибирской области. Там парни разрисовали два вагона поезда. А ещё они сделали надписи на лобовом стекле — это такая традиция «рисовать на морде у собаки». Утром спящих художников обнаружили сотрудники транспортной полиции.
— До сих пор вспоминаю, как я сладко сплю под палящим солнцем в поле на станции, меня будят, а передо мной стоят три дядьки. Ну я понял сразу, что к чему. Всё произошло по глупости. Мой товарищ краску не выкинул, вот и взяли нас тёпленьких. Всё закончилось так, как должно было: суд, штраф, всё по закону, — рассказал художник, однако размер штрафа называть отказался.
До этого случая он никогда не рисовал на электричках. Парень считает, что условия в Сибири для этого хуже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Собственно, эта ситуация была для них вызовом.
— Вот и решили мы поехать сделать электричку как финальный аккорд этого сезона, — подытожил Благо.
SLAVA: «Ценность наших рисунков в том, что они вообще есть»
SLAVA, пожалуй, самый известный в Омске граффити-художник. Его работы с завидной регулярностью появляются в разных точках города. С менее завидной регулярностью их закрашивают коммунальщики. В обычной жизни парень мало чем отличается от своих сверстников, если не брать во внимание его увлечение граффити. Сейчас он по-прежнему живёт в Омске и работает в строительной сфере. Но на работе подробностей о его жизни никто не знает, SLAVA старается об этом не распространяться.
Парень рассказал NGS55.RU, что увлёкся граффити ещё в начале нулевых, когда учился в школе. Рисовать на улицу он вышел по предложению одноклассника. Тогда они перерисовывали рисунки и незамысловатые надписи RAP, HIP-HOP и популярный в этой среде «злой баллон». Спустя некоторое время одноклассник отошёл от граффити, но идея рисунков на стенах зацепила молодого человека и не отпускает до сих пор. В те времена интернет ещё не был повсеместным, поэтому парень вдохновлялся тем, что видел на улицах. Многие вещи приходилось узнавать напрямую у ребят, которых он случайно заставал за рисованием. От них он узнал, где можно купить маркеры и краску. Свой первый рисунок он сделал летом 2005 года. Это были буквы DB. Впервые на улицах города надпись SLAVA появилась в августе 2011 года.
— У меня дома было несколько баллонов с краской, и, проводя лето с другом, в перерыве между поджиганием покрышек и прочего мусора, я решил, что надо бы попробовать нарисовать что-то, — рассказал парень.
SLAVA не может вспомнить точное количество рисунков, которые он когда-либо оставлял на улицах города, как-никак занимается этим 15 лет. Но он предполагает, что на деньги, вложенные в это, он уже мог бы купить квартиру или неплохую машину, не влезая в кредит.
Иногда парню поступают коммерческие предложения по росписи стен. Какие-то заказы он принимает, от каких-то отказывается. Он признаётся, что у него нет цели зарабатывать на своих рисунках. В отличие от своих единомышленников, он не считает граффити искусством.
— Я и сам не считаю это искусством, творчеством или ещё чем-то. Граффити изначально было нелегальным с элементом соперничества. То, что люди не могут принять граффити в том виде, каким оно является, путают понятия граффити и стрит-арта, это их проблемы. В настоящее время при нынешних ценах на краску, при отсутствии новых людей в граффити, при уходе старых ценность наших рисунков в том, что они вообще есть.
Регулярное появление своих рисунков он объясняет просто. Для него это нечто сродни охоте или рыбалке — таким способом он пытается отвлечься от проблем и раздумий, когда сосредотачивается на рисовании или подготовке к нему.
— Видимо, 15 лет назад на меня это произвело настолько сильное впечатление, что его тяжело перебить чем-то, — пояснил парень.
Несмотря на то, что граффити — не всегда легальное явление, парень не делает это, чтобы просто пойти против закона или против системы, как многие привыкли думать. SLAVA говорит, что ему не так интересны места, где бы его рисунки никто не увидел. За те 15 лет, что он отдал рисункам на улице, он много раз сталкивался с полицией. Парень признаётся, что встречи далеко не всегда были приятными, но иногда возникали и интересные истории. Однако он не считает, что санкции для граффити-художников должны ослабевать. По его мнению, граффити уже уходит с улиц, и тому есть много причин — привязанность цен на краску к европейской валюте, падение интереса к хип-хопу и другие приоритеты у молодёжи.
К тому, что многие работы не живут долго, SLAVA относится спокойно. По его мнению, лучше закрасить рисунок вовремя, чем оставить его выгорать на солнце на 10 лет. Обновление улиц города — это нормально. Да и воспоминания о том, как делался какой-либо рисунок, порой ценнее его самого.