Сегодня, 31 июля, мусульмане празднуют Курбан-байрам. Это слово так и переводится — «праздник жертвоприношения». О том, как проходил праздник в Омске — в фоторепортаже корреспондента NGS55.RU Александра Зубова и фотографа Елены Латыповой.
Начнём с очень краткого экскурса в историю праздника. Курбан-байрам отмечают через 70 дней после Ураза-байрама, в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Согласно Корану, во сне ангел передал ему повеление Аллаха принести в жертву сына Исмаила. Сын, знавший о жертвоприношении, не сопротивлялся, плакал и молился. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и в последний момент он сделал так, чтобы нож не смог резать. В жертву вместо Исмаила принесли барана. С тех пор мусульмане по всему миру ждут окончания праздничной молитвы, после которой можно принести в жертву барашка. Но жизнь вносит коррективы в древние обычаи, и поэтому сегодня в мечети Хаир-Ихсан на молитве присутствовало около десяти человек, а остальные прихожане могли посмотреть молитву в прямой трансляции в соцсетях.
Богослужение началось ровно в 9:00. Муфтий Духовного управления мусульман Омска и Омской области Бота Бакулин поздравил всех мусульман с праздником и посоветовал провести его в узком кругу родных и близких, чтобы снизить вероятность заражения коронавирусом.
— Обычно мясо жертвенного барана делится на три части: одну для своей семьи, вторую соседям, третью малоимущим. Сегодня я призываю всех делить мясо на две части — для себя и малоимущих. Чтобы меньше было контактов, чтобы не заразиться. Молитву с нами совершать не обязательно, можно просто посмотреть. Её окончание будет знаком к совершению жертвоприношения. После неё можно будет барашков резать, — объяснил муфтий
После этого муфтий прочёл молитву, в которой участвовали только священнослужители мечети.
Молитва транслировалась в прямом эфире в соцсети, чтобы все мусульмане могли посмотреть её и знать, когда можно совершать сам курбан-байрам. Бараны у всех уже были заготовлены, а ножи наточены.
Имам-хатыб Жаксылык Оспанов напомнил всем историю праздника, а также призвал верующих не забывать про священные обряды даже во времена, когда в мире царит пандемия.
— За каждый волосок жертвенного животного вам полагается награда, с каждой каплей его крови вам прощаются грехи, — процитировал имам-хатыб слова одного из мусульманских пророков, которые, пожалуй, привели бы в ужас любого зоозащитника.
После окончания молитвы священнослужители призвали всех мусульман к совершению жертвоприношения.
Возле соборной мечети тем временем уже вовсю торговали баранами. Животные, в зависимости от размера, стоили от четырёх до шести тысяч рублей. Но нужно обязательно поторговаться. Их привозили на машинах и торговали прямо у дороги. Проходящие относились к этому по-разному. Кто-то зажимал нос и старался пройти мимо поскорее, кто-то смотрел с интересом, были и те, кто высказывал неодобрение традиции вслух. Продавцы на это не реагировали — им не впервой слышать такие речи, а баранам было уже всё равно. Странно было видеть в этот день пустую мечеть и площадь перед ней. В прошлые годы там было буквально не протолкнуться. Жизнь и вправду вносит коррективы.
Баранов приносили в жертву и на заднем дворе мечети Хаир-Ихсан, в специально отведённом для этого месте. То, с какой быстротой и сноровкой мужчины умерщвляли животных, доказывало, что за их плечами не одна баранья голова. И хоть суть была одна, каждый выполнял эту работу немного по-своему. Мужчины рассказали, что свои нюансы принесения животных в жертву есть у каждой мусульманской национальности. Но есть и обязательные моменты, такие как молитва, расположение головы животного, слив крови и гигиена.
Практически всё мясо и внутренности барана идут в ход. Каждому гостю предназначается определённый кусок, например, тесть всегда предложит своему зятю грудинку. Также у казахов существует традиция есть мясо с головы барана, и резать такое мясо может только глава семейства, а уши дают самым почётным гостям.
После совершения жертвоприношения нужно не забыть о гигиене, тем более в условиях пандемии, после чего начинается праздничное застолье.
Главным блюдом на столе традиционно считается бешбармак. Его готовят из варёной баранины, теста и лука. Вкусно, сытно и жирно. На празднике тарелка с бешбармаком никогда не будет пустой, как бы вы ни старались — в неё постоянно добавляют новую порцию теста и мяса. А когда человек наедается так, что уже не может ходить, хозяин выбирает на столе кусок пожирнее и даёт его гостю «на посошок».
В столовой мечети висит интересный плакат, где изображена мусульманская святыня из Мекки Кааба. Так как по Корану запрещены любые изображения людей, лица всех участников хаджа закрасили маркером.
Бешбармак получился вкусным: мяса много, лука в достатке и теста хоть отбавляй. Пиалы полны чая, за столом дружеская беседа.
— Кушай, а то совсем ничего не ел. Голодный сидишь, — заключил мужчина, отправляя мне в тарелку кусочек, которым можно накормить льва в зоопарке.
Праздник продлится три дня, до конца недели.