Сегодня, 16 августа, в Кировском районном суде выносят приговор по делу об обрушении казармы в поселке Светлом. Эта трагедия произошла 12 июля 2015 года в 242-м учебном центре ВДВ. Тогда под руинами оказались 42 молодых десантника, 24 из них погибли. Дело расследовали 5 лет. Еще 2 года тянулся судебный процесс. Сейчас на скамье подсудимых ожидают приговора 11 человек. NGS55.RU ведет онлайн-трансляцию.
Перед началом заседания неожиданно объявили эвакуацию. Все собравшиеся стоят на улице. Кстати, ровно такая же ситуация произошла в Кировском суде 3 августа перед вынесением приговора экс-полицейскому, устроившему аварию на метромосту.
Мама одного из погибших десантников рассказывает нашему корреспонденту Вячеславу Кумпану, что ждет максимального наказания для виновных. Говорит: «Нам тяжелее всего, судебный процесс идет долго».
Воспоминание одной из матерей
— Я не помню, как я себя вела. Муж поехал туда. Но его нашли последним. Я надеялась до последнего, что он живой будет, молилась, — плачет омичка Марина Шокаева, вспоминая день, когда узнала о гибели сына. — Все надежды рухнули, и всё.
Она говорит, что хочет самого строгого наказания: «Чтоб справедливость была — вот что мне надо».
Женщина вспоминает сына, он всегда обращался к ней ласково: «Мамочка, я пришел». У нее есть еще один сын.
У всех людей у зала суда заплаканные лица, тяжесть на лице. Даже слушать их истории сложно, что уж говорить о боли, которую переживают семьи десантников.
Кто находится на скамье подсудимых?
На скамье подсудимых находятся:
заместитель руководителя регионального управления заказчика капстроительства Центрального военного округа Минобороны Александр Савустьян;
старший инженер-инспектор инспекции технического надзора (за капитальным строительством и капитальным ремонтом) РУЗКС ЦВО Евгений Криворучко;
директор «РемЭксСтроя» Александр Дорофеев;
бывший руководитель проекта «РемЭксСтроя» Дмитрий Баязов;
полковник Олег Пономарев, экс-заместитель командира войсковой части по тылу — начальник тыла полковник Владислав Пархоменко;
пять бывших сотрудников Спецстроя России и его подразделений — Алексей Дубинин, Игорь Титарев, Федор Ержанин, Николай Гашенко и Григорий Годнюк.
По каким статьям обвиняют?
Каждому подсудимому вменяют по несколько уголовных статей. Среди них «Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» (ч. 2 ст. 201 УК РФ), «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и другие. По ч. 3 ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее большие человеческие жертвы» срок давности вышел в прошлом году.
Родители — о наказании
Мама погибшего 19-летнего Максима Игнатенко рассказывает, что из обвиняемых на контакт с родителями пытался идти полковник Олег Пономарев. Но, с ее слов, большинство родителей не хотели с ним общаться, потому что все знакомы с материалами дела.
— Остальные все [обвиняемые], не поверите, смеялись над нами каждое заседание. Прямо хохот стоял, — говорит женщина.
Что касается Олега Пономарева, то, по мнению матери Максима Игнатенко, он тоже должен понести наказание. Это его могилы, и все обвиняемые должны ходить на них, считает женщина. Пономарев принял решение о заселении казармы: «Всего-то-навсего нужно было волевое решение. Он так и сказал — это приказ. Но приказ-то был устным».
Она говорит, что все родители хотят максимально строгого наказания для виновных.
Также, со слов мамы Максима Игнатенко, обвиняемые Пархоменко и Савустьян пришли с сумками на сегодняшнее заседание.
— Максимального мы просим наказания для всех. Мы с родителями общаемся более семи лет — мы все единогласны и единодушны, с первого дня. Не забудем. Не простим. Никому, ни одному. Мы знаем, кто виновен конкретно и как. В общем-то, не все здесь сидят, — говорит мать другого десантника.
Родители в принципе жестко настроены в отношении подсудимых. Мама Максима Игнатенко добавляет, что никто не ждет большого наказания: «Всё это шоу».
Из-за чего произошло обрушение
Ранее мы рассказывали, что, по версиям следствия и министра обороны Сергея Шойгу, здание 1975 года постройки изначально было построено с нарушениями. В 2013 году нижегородская компания «РемЭксСтрой» приступила к капитальному ремонту казармы. Строители удалили штукатурный слой, который выполнял укрепляющую функцию, и изрешетили стены перфораторами. В период дождей с мая по август 2013 года строители демонтировали крышу, из-за чего одна из опорных стен пропиталась влагой. Впоследствии перепады температуры разрушили кладку — и кирпичи местами стали выпадать. До сих пор неизвестно, чья роль стала решающей в этой трагедии: строителей, которые проводили капитальный ремонт, и их начальства или их предшественников, возводивших здание казармы. Эксперты пришли к выводу о том, что причиной трагедии послужила целая совокупность нарушений, допущенных и теми и другими, однако позднее суд поставил под сомнение результаты этого исследования.