Криминал летопись Высшая мера: история последнего приговора к расстрелу в Омске

Высшая мера: история последнего приговора к расстрелу в Омске

Из архивов суда мы узнали, за что, кого и когда в Омске в последний раз приговорили к смертной казни

Расстрелов у стенки в 90-х не было — вместо этого в особой камере преступнику пускали пулю в затылок

В последнее время всё чаще стали говорить о возвращении смертной казни в России. После громкого убийства ребёнка в Саратове соответствующий опрос появлялся в паблике Государственной думы во «ВКонтакте», где 78% проголосовало за снятие моратория на смертную казнь в нашей стране. По словам главы одной из парламентских фракций, скоро должен появиться соответствующий законопроект. Депутаты хотят вернуть «высшую меру» для тех, кто совершает преступления против детей.

Как относиться к этим инициативам, каждый решает сам для себя. NGS55.RU уже рассматривал все аспекты «высшей меры» и моратория на её применение. Но из исторического интереса мы решили выяснить через архивы омского областного суда, к кому из омичей такую меру наказания применили в последний раз.

Краткая предыстория

Валерий Малков родился в 1937-м году в посёлке Варна Челябинской области. От первого брака у него была семилетняя дочь. Мужчина имел судимость. В Омск он приехал с Камчатки и устроился работать бульдозеристом-машинистом.

В 1988 году Малков переехал к женщине, жившей на улице 21-я Амурская со своими сыновьями, которым тогда было 9 и 13 лет. Через два года совместной жизни между Малковым и его гражданской женой стали возникать ссоры из-за его постоянной ревности. Во время поездки на курсы повышения квалификации женщина познакомилась с другим мужчиной из Стерлитамака, поздравительная открытка от которого и стала поводом для ревности. Своей матери и знакомым женщина говорила, что боится Малкова, что устала от его подозрений и не собирается продолжать жить с ним. Во время ссор женщина неоднократно требовала, чтобы он ушёл из квартиры.

События ноября 1990 года. Версия следствия

19 ноября 1990 года Малков выпил спиртного и, пока никого не было дома, вынес из квартиры и спрятал в подвале дома шубу и песцовую шапку. А вечером, перед тем как ложиться спать, между ним и сожительницей вспыхнула очередная ссора. Во время неё он схватил гантель весом в четыре килограмма и несколько раз ударил женщину по голове. Затем взял на кухне нож и ещё пять раз ударил её в сердце.

После этого, чтобы не оставлять свидетелей, Малков зашёл в комнату, где спали дети (им было уже 11 и 15 лет) и нанёс им несколько ударов ножом в грудь, спину и другие части тела. Младший мальчик погиб, не успев проснуться, старший вскочил с кровати и попытался сопротивляться, но справиться с Малковым уже не смог.

После убийства семьи мужчина вымыл пол, оттёр стены от крови, вытер гантель и спрятал её во встроенном шкафу, выстирал футболку, которая тоже была в крови. Затем он собрал свои вещи и вышел из квартиры, выбросив по дороге нож.

Он отправился на ж/д вокзал и уехал в Тюмень, а затем в Москву. Оттуда, чтобы создать алиби, Малков несколько раз посылал телеграммы убитой женщине. Затем он вернулся в Омск и поселился в гостинице, откуда позвонил соседке и попросил позвать его сожительницу к телефону... Так милиции стало известно об их гибели.

Через несколько дней, 5 декабря, мужчину задержали по подозрению в краже денег у соседа по гостиничному номеру. А уже 6 декабря его как подозреваемого в убийстве семьи допросили. На допросе он сознался в убийстве, подробно описал, как и чем совершил преступление, показал, куда спрятал гантель, о которой следователи не знали. На следующий день во время следственного эксперимента он подтвердил свои показания, а также показал место, куда спрятал шубу, шапку и шарф женщины.

События ноября 1990 года. Версия Малкова

Однако когда дело дошло до суда, мужчина резко изменил свои показания. Он заявил, что на него давило следствие — обещали посадить к собакам, если он не сознается.

По его версии, 19 ноября он со всей семьёй был дома, к ним приходил мастер по ремонту магнитофонов и женщина нерусской национальности, после ухода которой его гражданская жена закрылась в ванной и плакала. Около 22:00 он ушёл на почту, а когда через час вернулся и зашёл в квартиру, то получил два удара в солнечное сплетение, упал и потерял сознание.

Очнувшись, он увидел на диване убитую сожительницу, забежал в детскую, там были лежавшие в крови убитые дети. Ему стало страшно, он понял, что в убийстве обвинят его. Поэтому он взял свой дипломат и поехал на ж/д вокзал.

В убийстве семьи мужчина якобы подозревал трёх мужчин, которые, как ему стало известно в следственном изоляторе, сделали это по ошибке. Также он заявил, что ранее кто-то пытался проникнуть в квартиру, подбирая ключ, а его сожительница кого-то боялась. Он вспоминал каких-то людей, которые якобы угрожали его сожительнице.

Правда, суду он так и не смог внятно пояснить, зачем он отмывал кровь в квартире, прятал гантель и давал телеграммы.

События ноября 1990 года. Свидетели

Как рассказала мать убитой женщины, дочь в последнее время постоянно говорила ей, что жить с Малковым не будет. Она жаловалась на то, что мужчина скрывал своё прошлое, был жестоким человеком, обещал спустить с лестницы её мужа. Когда ей сообщили, что 20 ноября дочь не вышла на работу, она пошла к ней домой и увидела, что её дочь и внуки мертвы. Женщина была уверена, что убить её дочь мог только Малков. В частности, собака семьи лаяла на всех незнакомых, кто подходил к квартире, но в тот вечер соседи ничего подобного не слышали.

Обстановка в квартире была не потревожена, никакие ценности не пропали, а подстилка для собаки и аккуратно сложенные кости лежали на месте. Это говорило о том, что никакой потасовки в маленьком коридоре не было. Не оказалось в квартире только шубы и шапки.

Ноябрь 1992 года: Приговор


Суд склонился к версии следствия. Валерия Малкова признали виновным по ст. 102 пп «г, е, з» УК РСФСР (убийство, совершённое с особой жестокостью, с целью скрыть другое преступление) и приговорили к смертной казни. Примечательно, что этим же приговором он был оправдан по статье «Кража».

Март 1993 года: апелляция


Валерий Малков попытался подать апелляцию. В марте 1993 года Верховный суд рассмотрел его жалобу. Мужчина продолжал утверждать, что убийство не совершал, а следствие и суд пошли по ложному пути. Малков указал, что потерпевшая была знакома с лицами кавказской национальности, которые угрожали ей расправой. Он утверждал, что детям нанесли ножевые ранения разной формы (якобы разные ножи). Также он заявил, что у него не было никаких мотивов к убийству, так как они с убитой жили дружно и поводов для ревности у него не было. Винил себя мужчина только в том, что испугался и не сообщил о случившемся в милицию.

Адвокат Малкова добавил, что суд не выяснил мотив совершенного мужчиной преступления, а приговор вынес на основе единственного признания осужденного, от которого тот отказался. Орудие преступления не нашли, а версию о других убийцах никто не проверял. По мнению адвоката, нужно было проверить знакомого убитой и его жену, поскольку последняя ревновала супруга к сожительнице Малкова. Кроме того, на одежде Малкова не обнаружили кровь. Зато кровавые следы обуви были на месте преступления, в то время как на ботинках Малкова крови не обнаружили.

Несмотря на это, Верховный суд России, опираясь на материалы дела, не удовлетворил жалобы Малкова и его адвоката и оставил приговор без изменения.

Расстрел за год до моратория


Смертные казни на территории Омской области не проводили, и поэтому Малкова этапировали в другой регион и привели приговор в исполнение в первой половине 1996 года. Тогда расстреливали в большинстве случаев в специальной камере для смертников — пулей из пистолета в затылок. На сегодняшний день Малков является последним жителем Омска, к которому применили высшую меру наказания. Мораторий на смертную казнь был введён в России через год — 16 апреля 1997 года, а последние расстрелы прекратились ещё раньше, в середине 1996 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства