Одним из самых резонансных криминальных событий этого лета стало убийство газелиста, жившего в селе Трубецкое Азовского района. Газелист не был публичной фигурой, и о Трубецком никто раньше не слышал; просто главным подозреваемым оказался Вадим Остапов, известный широкой публике как омский Мимино. Писать о нём начали два года назад: мужчина на своей «Газели» бесплатно возил односельчан в Омск просто потому, что делать это было больше некому.
— Во-первых, это фильм мой любимый, — объяснял Остапов происхождение своего прозвища. — И в этом фильме Валико бабок же этих и возил! Кур, гусей… Вот и у меня то же самое.
— Я тебя так довезу — тебе будет приятно! — добавил он, имитируя армянский акцент.
Остапову угрожали расправой конкуренты, государство его оштрафовало за нелегальный извоз, но тем временем он стал настоящим героем для СМИ — простым человеком из деревни, немного смешным, немного трогательным, который помогает другим, не думая о собственных интересах. 50 тысяч на оплату штрафа ему дало НТВ — и вся страна видела, как у Мимино, совсем не ожидавшего такого поворота, навернулись на глаза слёзы в этот момент.
Дальше Остапов отбывал, как мог, обязательные работы, митинговал против повышения пенсионного возраста, голодал или собирался голодать в санатории «Рассвет», добиваясь выполнения ряда требований — в том числе политических. А 10 июля этого года всё круто изменилось: он стал главным подозреваемым в деле об убийстве односельчанина. Сначала главным, потом единственным, благо он во всём признался, а у него дома нашли пару важных вещественных доказательств.
Теперь полиция и следком говорят, что дело об убийстве полностью раскрыто. Убийца в СИЗО, осталось только выяснить подробности и передать дело в суд, который примет справедливое решение. Однако представителям пресс-служб обоих ведомств приходится вступать в публичные обсуждения в социальных сетях, где звучит совсем иное мнение: всё сфальсифицировано, Мимино подставили, правды мы не знаем.
Дебаты эти идут главным образом в «Фейсбуке» на страничке журналиста Георгия Бородянского. Аргументы обеих сторон (явные или предполагаемые) в самом общем виде ясны. Полиция и следком напирают на конкретные обстоятельства дела (подозреваемый сознался под напором доказательств, у него был мотив, в его доме нашли ствол от обреза, из которого был убит человек) и на непогрешимость процедуры: следственные эксперименты, допросы, проверки и перепроверки, а в конце — беспристрастный суд. Бородянский же может быть признан лицом заинтересованным: директор его «Новой газеты» — Натела Полежаева, которую поддерживал Остапов в некоторых её оппозиционных акциях.
Критики об этой самой оппозиционности говорят открыто. По их мнению, в этом и заключена суть происходящего.
«После визита в Омск федерального омбудсмена, встретившегося с Азаматом Мейрмановым в СИЗО, а также с правозащитницей Ириной Зайцевой, перед полицейскими Павлоградского района замаячили реальные сроки за пытки людей, — пишет Натела Полежаева на своей странице на "Фейсбуке". — И вот на днях гражданские активисты получили "ответочку" от полицейских — задержан и срочно сознался в убийстве омский Мимино, Вадим Остапов. Без фантазии, простенько: газелист-альтруист "убивает" газелиста… Сценарии наших правоохранителей пишутся на коленке и шьются белыми нитками, хотя и немало продавшихся журналистов-профессионалов работают на них».
Федеральный уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова была в Омске в начале июля. Азамат Мейрманов — это сын имама из Павлоградского района, обвинённый в убийстве, изнасиловании и разбое, но после встречи с омбудсменом оправданный в суде по большинству пунктов (Полежаева и её сторонники говорят о том, что дело было фальсифицировано местной полицией, и участники голодовки, включая Остапова, требовали в том числе объективного разбирательства по этому вопросу).
История про «ответку» правоохранителей должна, по словам Бородянского, найти подкрепление благодаря работе адвоката («Аргументы есть, но раскрывать их не будем пока») и экспертному мнению о видео, на котором запечатлено признание Остапова. Пока же наблюдатели-скептики считают, что полиция и следком не могут договориться между собой о единой версии. Следователи сообщали, что убийца «готовился долго и тщательно», а в УМВД позже рассказали, что Мимино решил «завалить» односельчанина прямо в день преступления. Сначала речь шла о попытке инсценировать самоубийство, а потом — о добивании жертвы ударами по голове.
«Господа правоохранители, может быть, начнете уже искать настоящего убийцу?» — риторически вопрошает Бородянский.
Лариса Болдинова, старший помощник руководителя СУ СК России по Омской области по взаимодействию со СМИ, ответила на этот вопрос там же, на «Фейсбуке».
«Не забывайте, что пока расследование не завершено — это только версии следствия, — констатировала она. — Окончательный вариант будет, когда обстоятельства преступления и виновность будут установлены вступившим в законную силу приговором суда!».
Бородянский суду и следствию не верит: доля обвинительных приговоров в среднем по России уже давно перевалила за 99%, авторитет правоохранительных органов, судя по результатам опросов общественного мнения (по крайней мере некоторых), не слишком высок. Поэтому в ближайшее время для защиты Остапова будут предприняты процессуальные действия, а потом, по словам Бородянского, будет и общественный протест.
«А если история завершится не так, как вы предполагаете? — спрашивает теперь уже глава пресс-службы УМВД Алексей Командыков. — Если следствие, суд придут к иному выводу? Если вдруг пазл сложится в банальное убийство, сам герой истории без какого-либо давления во всем признаётся на суде, вы все равно будете настаивать на теории заговора? Или разместите серию постов о том, как заблуждались и вводили в заблуждение других?».
Ответ на это звучал примерно так: «Размещу, но сейчас трудно представить появление реальных неопровержимых доказательств. Некоторые штатские умеют признавать свои ошибки, а вот полиция никогда ничего не признает».
Таким образом, позиции сторон предельно ясны. Следствие считает, что Остапов, ревнуя жену к старому знакомому, решил пойти на убийство: договорился со своей жертвой о совместной поездке в Омск, рано утром сел в её машину, вынул обрез и выстрелил. Окровавленная одежда осталась в кустах недалеко от дома, отпиленный ствол ружья — в металлической трубе во дворе, опилки, оставшиеся после изготовления обреза, — в одной из надворных построек. Потом Мимино попытался изобразить неведение, но под напором неопровержимых доказательств (деревенские слухи о его ревности, данные полиграфа, улики) во всём сознался. Эта версия ставит во главу угла следовательские профессионализм и объективность.
Ну, а в альтернативной версии Мимино — человек, опасный для власти из-за своей бурной общественной деятельности, превратившей его в «символ правды и справедливости». Поэтому Остапова, по словам Бородянского, решили на всякий случай «убрать». Кто же в таком случае убил газелиста в Трубецком, остаётся при таком подходе неясным.
Сейчас Мимино находится в СИЗО. По-видимому, ближайшие громкие новости по этому делу будут озвучены уже в зале суда.