Криминал Читал Достоевского и Коран: жизнь и смерть Юсупа Темерханова в омской тюрьме

Читал Достоевского и Коран: жизнь и смерть Юсупа Темерханова в омской тюрьме

Во время судебного процесса Темерханов часто смеялся 

3 августа в Омске умер заключённый ИК № 6 Юсуп Темерханов, которого осудили за убийство русского офицера, — эту неоднозначную фигуру горячо поддерживали жители Чечни.

В июне 2011 года в Москве расстреляли бывшего полковника Юрия Буданова. За восемь лет до этого Северо-Кавказский окружной военный суд признал его виновным в похищении и убийстве 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. Офицера приговорили к 10 годам лишения свободы, он был лишён звания и Ордена мужества. Но через пять лет Юрий Буданов получил условно-досрочное освобождение и 15 января 2009 года вышел на свободу.

Ещё через 2,5 года мужчину убили, сообщал тогда РБК. Нападавший дождался его, выстрелил несколько раз из пистолета и убежал. Труп мужчины обнаружила его жена, находившаяся неподалёку. В преступлении обвинили уроженца Чечни Юсупа Темерханова. Обвинение считало, что Темерханов решил мстить всем российским военным, потому что за 10 лет до преступления российские солдаты убили его отца. 7 мая 2013 года Темерханова приговорили к 15 годам колонии строгого режима, после чего его этапировали в Омск, где он находился с 2014 года.

На протяжении всего срока он находился на лечении и практически не покидал больничных палат. Незадолго до смерти попал в ОБ-11 (областная больница для осуждённых) с хронической болезнью. 1 августа 2018 года с утра ему стало плохо, и врачи решили перевести его в городскую клиническую больницу № 1 имени Кабанова. Там он провёл два дня и скончался ранним утром 3 августа.

Автор отправился в колонию и больницу УФСИН, чтобы выяснить у сотрудников и врачей, признал ли Темерханов свою вину, каким он был человеком и какие планы строил на оставшуюся жизнь.

ИК № 6

ИК № 6 находится возле завода имени Попова, рядом с виадуком. Бетонные стены и высокие ограждения с колючей проволокой, вдоль которой стоят вышки охраны. Издалека виден сияющий на солнце купол часовни на крыше одного из зданий колонии. В ИК № 6 отбывал наказание Юсуп Темерханов в те дни, когда чувствовал себя нормально. Начальник психологической лаборатории, майор внутренней службы Вячеслав Ахметов рассказал, что большую часть своего срока Юсуп находился в палате медицинского изолятора.

— Он находился на строгих условиях отбывания наказания в связи с большим количеством нарушений режима [содержания] и с другими заключёнными не пересекался из-за этого. Условия содержания разные. Если бы он был здоровым, то содержался бы в рамках отряда строгих условий отбывания наказания. В нём в разное время по-разному, сейчас там 7–8 человек со всей зоны, — пояснил Вячеслав Ахметов.

Из-за слабого здоровья он не занимался обязательными работами. Темерханов общался лишь с адвокатом, изредка — с другими осуждёнными. Несколько раз к нему приезжали близкие, достаточно часто — дядя. Ему передавали предметы личной гигиены, бельё и продукты.

Адвокат Темерханова Юлия Ивашева, доверенное лицо Расул Арсанов, его родственники Бекхан Гагалов и Ваха Гагалов отмечают, что между осуждённым и администрацией колонии и тюремной больницы не было противоречий, ему оказывали медицинскую помощь, в том числе приглашали специалистов из городских клиник.

По словам Вячеслава Ахметова, Юсуп всегда был подчёркнуто вежлив, не вступал в конфликты ни с персоналом ИК, ни с другими осуждёнными. Несмотря на это, в его личном деле стоит отметка о 66 нарушениях режима.

— Он допускал нарушения, но они были не злостные и не критичные. В основном это нарушение формы одежды или не всегда здоровался с сотрудниками администрации колонии. Его наказывали в основном выговорами, — рассказал майор.

Вячеслав Ахметов добавил, что у Темерханова были серьёзные проблемы со здоровьем и содержание в медицинском изоляторе и больнице было обоснованным.

В палате медизолятора он содержался один.

В небольшом помещении стоят двухъярусная кровать, стол, стул и тумбочка.

Через зарешеченное окно падает солнечный свет и видно небо.

У входа — туалет и умывальник, а на стене в рамке висит распорядок дня, состоящий по большому счету из прогулок, медицинских процедур, тихого часа и личного времени. Всё под постоянным наблюдением видеокамеры.

— Ему оказывалась постоянная медицинская помощь, а при ухудшении состояния его переводили в ОБ-11. Насколько я помню, в самом начале отбывания наказания его тоже ложили в ГБ. Серьёзный какой-то момент, — пояснил Вячеслав Ахметов.

Он отметил, что религия занимала большое место в жизни Юсупа Темерханова. Мужчина не стремился к общению с другими людьми. Его главными целями было выздоровление и выход на свободу. Он строил планы на будущее и даже хотел жениться, находясь в колонии. Невеста посещала его всего один раз.

Вину свою он не признавал никогда и героем себя не считал (такое отношение к мужчине сложилось в Чечне).

— Как может быть героем тот, кто не признавал свою вину. Кто фактически отказывается от поступка, который ему приписывают. Может быть, просто все уверены, что это сделал он? Для кого-то это геройский поступок, а я руководствуюсь законами РФ, для меня это преступление, — подытожил майор.

ОБ-11

Областная больница для осуждённых находится неподалёку от гаражного кооператива и частного сектора. Территория за КПП скорее напоминает военную часть или лагерь, а не места лишения свободы.

Во дворе перед терапевтическим отделением установлен фонтан с медведями. Недавно в него выпустили рыбок, и один из заключённых обсуждал с сотрудником больницы, чем их лучше кормить. Другие осужденные находились на прогулке и громко говорили: «Здравствуйте!». Сидевший у стены кот никак не реагировал на их громкое приветствие.

Чуть поодаль стояла клетка с волнистыми попугайчиками.

Именно сюда в моменты обострения болезни переводили Юсупа Темерханова. Здесь он провёл одни из последних дней жизни.

Заместитель начальника больницы, майор Андрей Шестопалов рассказал, что осуждённый очень любил читать. При себе у него всегда был Коран. Он любил русскую классику — один из последних авторов, которых он читал, был Достоевский. Несмотря на религиозность, Темерханов не допускал нарушений режима, ссылаясь на необходимость помолиться или совершить другой обряд. Чаще всего он читал и смотрел телевизор, любил пошутить и рассказать анекдот.

— Он говорил: «Я могу и лёжа молиться, это не возбраняется», — рассказал майор.

На столике в палате Темерханова всегда было много писем, которые он писал невесте. Он разрешал заместителю начальника больницы читать их.

— Он был на таком подъёме, хотел жениться. Мечтал шестерых детей завести. И письма он такие красивые невесте писал. Но не отправлял. Я спрашиваю его, а что ты их не отправляешь? Он говорил, что женщин нужно держать в узде и такие письма нельзя им отправлять. Но как он их писал… Нам бы стоило поучится так с жёнами говорить, — с улыбкой вспоминает майор.

Юсуп часто рассказывал про невесту, родину и традиции Чечни. Он много молился, писал молитвы на русском языке, считая, что это поможет ему. Андрей Шестопалов тоже вспомнил, что свою вину Темерханов не признавал.

— Он говорил: «Это не моё преступление», — пояснил майор.

Звучит поразительно, но сотрудник УФСИН назвал осуждённого хорошим человеком и вспомнил, как Юсуп Темерханов звал его в гости в своё село после освобождения.

Начальник филиала больницы, подполковник Дмитрий Емец рассказал, что Юсуп не отказывался от каких-либо процедур и старался выполнять все рекомендации. По его словам, заключённый был вежливым.

— Сначала он находился в терапевтическом отделении, а после выявленного заболевания его перевели в другое отделение. Мы его подлечивали, он уезжал, всегда благодарил врачей. В лечении он был заинтересован, и динамика была положительная. Случившееся для всех стало неожиданностью, — уточнил врач.

С ним согласен и лечащий врач Валентин Козлов, лечивший Юсупа. Он также рассказал о вежливости пациента и его стремлении выздороветь. Темерханов всегда был чисто выбрит. По словам врача, он старался со всеми поддерживать хорошие отношения и был интересным собеседником.

В ОБ-11 Юсуп лежал в палате не один. Четыре одноместные кровати, у каждой тумбочка. Окна выходят во дворик с фонтаном. Кровать Юсупа была у окна. У больных здесь также свой распорядок, но условия содержания ещё мягче, чем в медизоляторе колонии.

1 августа в начале одиннадцатого Темерханов читал книгу в палате. Ему резко стало плохо. Он пожаловался на плохое самочувствие соседям по палате. Врач провёл обследование и назначил анализы, после которых медики собрали консилиум и решили отправить осужденного на лечение в больницу имени Кабанова. Всё это время Юсуп находился в сознании и надеялся на выздоровление. По словам врачей и сотрудников больницы, он не думал о смерти.

— Никто не ждал подобного. Это очень неожиданная ситуация, — поделился Дмитрий Емец.

В ГКБ № 1 имени Кабанова Юсуп Темерханов попал 1 августа. Скончался он 3 августа ранним утром. По словам врачей, у заключённого было несколько хронических заболеваний, которые «наложились друг на друга». Тело Темерханова через некоторое время забрали родственники и увезли в Чечню. На его поминки приезжал даже глава республики Рамзан Кадыров.

Александр Зубов
Фото автора и пресс-службы УФСИН по Омской области, скрин канала Pirat Tv и bel056 на youtube.com

Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Тянут время и осваивают деньги: омский историк высказался о раскопках на остроге Достоевского
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления