Цены на бензин в Омской области растут еженедельно. Символическая, на первый взгляд, прибавка в 5–10 копеек на литр выливается в круглую сумму при каждой заправке. Из чего складывается стоимость топлива, на каких АЗС в регионе оно стоит дешевле всего и кому принадлежат крупнейшие сети — в материале NGS55.RU.
За последние пять лет, по данным Росстата, стоимость моторного топлива в Омской области взлетела в среднем на треть. Больше всего — в полтора раза — подорожал бензин АИ-98, меньше всего — на четверть — самые ходовые марки АИ-92 и АИ-95. Основной рост пришелся на 2022–2023 годы, причем прошлой осенью автомобилисты столкнулись не только с резким подъемом цен, но и с дефицитом топлива.
— Год назад цены на бензин на оптовом рынке повышались вслед за ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, — напомнили в омском отделении Банка России. — В сентябре этого года цены выросли не так значительно. Также с 1 августа возобновился запрет на экспорт бензина, что способствовало стабилизации цен на внутреннем рынке топлива. Это, в свою очередь, оказало влияние на замедление годового роста цен на бензин и в регионе.
За что такие деньги?
Разложим среднюю цену на составляющие на примере 95-го бензина, который в 2023 году стоил в среднем 53,5 рубля за литр. Итак, по данным Росстата, отпускная цена топлива с нефтезавода составляет всего 23,29 рубля, но на нее еще накручиваются прямые и косвенные налоги — на добавленную стоимость (6,46 рубля) и акциз (10,76 рубля). И это притом что в себестоимость уже заложены налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Итого с учетом всех поборов: 40,51 рубля за литр бензина.
В 23 копейки предприятию обходится доставка топлива. Остальные 12,76 рубля к отпускной цене «налипают» за пределами нефтезавода: 1,22 рубля забирают себе посредники, 9,62 рубля составляет торговая надбавка и 1,92 рубля — начисленный АЗС налог на добавленную стоимость. С каждого литра бензина, подсчитали статистики, владелец заправки зарабатывает 3,77 рубля.
В Омской области, по информации из онлайн-справочника 2ГИС, работают около 400 автозаправок. Половину рынка делят между собой три сети: «Газпромнефть», «Топлайн» и «Юнигаз».
«Газпромнефть»
Крупнейшая в Омской области сеть автозаправочных станций — «Газпром нефть»: под этим брендом работают 78 точек продаж. В регионе ее развивает столичное ООО «Газпромнефть-Центр». Это дочерняя компания ПАО «Газпром нефть», одного из крупнейших нефтедобытчиков страны. До 2006 года она называлась «Сибнефтью», на три четверти принадлежала Роману Абрамовичу и базировалась в Омске, обеспечивая половину налоговых доходов региона. После продажи «Газпрому» нефтяная компания перерегистрировалась в Санкт-Петербург. «Газпром» остается ее основным акционером (95,68%), а основной акционер «Газпрома» — государство, которое прямо и косвенно владеет 50,23% компании.
Бензин и дизель для фирменных заправок и других АЗС в регионе выпускает омский нефтезавод, который также входит в структуру «Газпром нефти». В Омске производят каждый шестой литр российского бензина и дизельного топлива пятого экологического класса. Его оптовыми поставками занимается еще одна «дочка» — «Газпромнефть-Региональные продажи».
Финансовые показатели розничной компании с 2021 года не раскрываются. По последним данным сервиса проверки и анализа контрагентов Rusprofile, выручка «Газпромнефть-Центра» составила 42 млрд рублей, чистая прибыль — 515 млн рублей.
У «Газпрома» в Омской области также есть сеть из 14 метановых заправок, но непосредственно в управлении ООО «Газпром газомоторное топливо» находятся только три. Первая станция для заправки природным газом заработала в Омске в 2019 году.
Благодаря тому, что у «Газпром нефти» есть собственные мощности для полного цикла производства и поставки моторного топлива, от скважины до бензоколонки, бензин, дизель и газ на ее заправках самые дешевые.
«Топлайн»
«Топлайн», в отличие от лидера рынка, на 100% омская сеть. Первая заправка заработала в Омске в 1999 году, сейчас в нее входит 51 АЗС в Омской области и 2 — в Новосибирской. В планах на 2025 год, писал РБК Омск, запустить четыре заправки на трассе, ведущей на Байкал, в Иркутской области и Красноярском крае. Кстати, в самом Новосибирске, все пять заправок, открытые в 2020-м, спустя четыре года закрылись.
— В Омске «Топлайн» известен и популярен, однако в Новосибирске нас не знали, и всё пришлось начинать с нуля. Для успеха на новом рынке недостаточно только качественного продукта, необходимо также обеспечить присутствие в значительной части районов города и на ключевых транспортных артериях. Задачу расширения сети АЗС в Новосибирске нам выполнить не удалось, поэтому, несмотря на рост показателей пяти АЗС «Топлайн» в Новосибирске, мы решили продать эти заправки и сосредоточиться на другом направлении развития АЗС — новом проекте «Восточный Луч», — объяснил в своем телеграм-канале совладелец «Топлайна» Марк Фридман.
«Топлайн» — часть семейной бизнес-империи. Сеть заправок с игривым крокодильчиком на логотипе развивает ООО «Управление АЗС». По информации из аудиторского заключения, 82% этой компании принадлежит Илье Фридману, сыну Почетного гражданина Омска Геннадия Фридмана и самому богатому человеку в Омской области после владельца «Рускома». Стоимость его активов оценивается в 4,6 млрд рублей. И почти половина приходится на «Управление АЗС».
Выручка компании за 2023 год составила 11,7 млрд рублей, чистая прибыль — 426 млн рублей. Более того, сеть АЗС «Топлайн» — самый высокодоходный бизнес Фридманов. На втором месте по выручке — многопрофильный центр современной медицины «Евромед» (2,7 млрд рублей за 2023 год), затем идет строительная компания «Высокие стандарты качества строительства» (770 млн рублей). Предприниматели также владеют гостиницей «50/60» с ресторанами «Метаморфозы» и «Крыша Сибири», кондитерскими «Люклер», аптеками и санаторием «Евромед», интернет-провайдером «Т-Cервис» и десятком других компаний.
Топливо на желтые заправки поставляет Омский нефтезавод. Разница в цене с АЗС «Газпромнефть» составляет около 50 копеек. Исключение — сжиженный газ, который на «Топлайне» отпускают на 3 рубля дороже.
«Юнигаз»
Самый дорогой бензин из трех сетей — на АЗС «Юнигаз». Бело-красных заправок в Омской области 26, первая открылась в 2010 году. Большая их часть работала под вывеской «Лукойл», пока в 2022 году омская компания не вышла из франшизы.
— За годы сотрудничества с ПАО «Лукойл» мы, как топливная компания, выросли и накопили огромный бесценный опыт, опираясь на который приняли решение, что пришло время для компании далее развиваться самостоятельно, оперативно принимать и внедрять решения, наиболее соответствующие динамике и особенностям омского розничного топливного рынка и запросам омичей, — прокомментировали «Коммерческим вестям» в «Юнигазе», подчеркнув, что теперь могут покупать топливо не только напрямую через компании группы «Лукойл», но и на бирже, что более выгодно с точки зрения цены.
Однако вскоре после ребрендинга последовало банкротство ООО «Юнигаз». Как выяснилось в арбитражном суде, компания только по банковским кредитам задолжала более 1,1 млрд рублей. Теперь заправками управляет ООО «М-Трейдинг». Его выручка за 2023 год составила 1,2 млрд рублей, чистая прибыль — 47 млн рублей.
51% компании владеет Наталья Чернобровина, она же исполняет обязанности директора и, по информации с официального сайта сети «Юнигаз», руководит отделом организации продаж сопутствующих товаров. Еще 49% ООО «М-Трейдинг» принадлежит московской компании «Изумруд» с омичом Артемом Заводовым в соучредителях. Но основной доход сейчас ему приносит оптовая торговля нефтепродуктами через столичное ООО «Шелко». Его бизнес-партнер по «Изумруду» — удмуртский застройщик (Kalinka Group) и официальный дилер LADA в ульяновском Димитровграде Вадим Останин, следует из данных Rusprofile.
Об источнике происхождения топлива на сайте сети заправок говорится обтекаемо: «На АЗС „Юнигаз“ реализуется инновационное топливо UNI Premium и продукция компании „Лукойл“. UNI Premium — это бензины и ДТ, созданные на основе высококачественного топлива и многофункциональных присадок Keropur от концерна Basf».
Стоит 92-й бензин UNI Premium примерно на 50 копеек дороже обычного, разница в цене на дизельное топливо варьируется от 1 до 3 рублей.
Где заправляться дешевле?
Цены за литр автомобильного топлива в Омской области на 16 ноября 2024 года:
АЗС «Газпромнефть»: АИ-92 — 50,83–51,78 рубля, АИ-95 — 55,06–56,01 рубля, G-95 — 56,06–57,01 рубля, G-100 — 77,1–77,55 рубля, ДТз — 66,72–67,67 рубля, СУГ — 26,75–27 рубля, КПГ — 25,59–25,89 рубля.
АЗС «Топлайн»: А-92 — 51,2–52,2 рубля, АИ-92 Reactive — 52,1–52,55 рубля, А-95 — 55,45–56,45 рубля, АИ-95 Reactive — 55,45-56,35 рубля, А-98 — 76,1 рубля, ДТ — 66,95–67,4 рубля, ДТз — 69,95–71,05 рубля, СУГ — 29,75–31,75 рубля, КПГ — 25,89–26,48 рубля.
АЗС «Юнигаз»: АИ-92 — 51,22 рубля, А-92 UNI — 51,87 рубля, А-95 UNI — 56,42 рубля, АИ-100 UNI — 78,42 рубля, ДТ «Евро» — 66,92, ДТз «Евро» — 68,92 рубля, ДТз UNI — 69,97 рубля, СУГ — 29,75 рубля.