За прошлый год омичи потратили в интернет-магазинах сумму, сопоставимую с бюджетом целого города, — 39 миллиардов рублей. Впрочем, чему тут удивляться. Электронная торговля вышла на такой уровень, что в кратчайшие сроки курьер может доставить и завтрак в постель, и новый телефон под дверь. А какие товары омских брендов можно купить на маркетплейсах, стало интересно редакции NGS55.RU. И пока мы делали эту подборку, испытали целую гамму чувств — от ностальгии до гордости.
Карта с котом и атлас с Украиной
Год назад в продаже на крупнейших в России площадках онлайн-торговли Wildberries и Ozon появились атласы и карты, напечатанные на Омской картографической фабрике. Как рассказал в интервью «Коммерческим вестям» директор омского филиала «Роскартографии» Александр Игонин, «этот канал продаж только разворачивается, но он уже показал результаты лучше офлайн-магазина на первом этаже фабрики». Наибольшим спросом, по его словам, пользуются карты Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Иркутской областей.
Онлайн можно купить и туристическую брошюру за 270 рублей (складная карта Зеленоградска с котом на обложке умилительна), и коллекционную книгу за 120 000 рублей. Один такой VIP-экземпляр Национального атласа Арктики в переплете из натуральной кожи и серебряным тиснением есть в библиотеке президента Владимира Путина. Оперативно в Омске выпустили политико-административную карту Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик. В комментариях на маркетплейсах покупатели пишут, что отслеживают по ним ход специальной военной операции.
Бабочки ручной работы
В советском фильме «Влюблен по собственному желанию» прозвучала такая фраза, ставшая крылатой: «Вы не ширпортреб, а индпошив». Ее можно перенести на магазин-ателье «Залесов и Скок», который носит фамилии сооснователей, — Романа Залесова и Юлии Скок (сейчас уже Макарова). Костюмы и рубашки made in Omsk есть в гардеробе бывшего губернатора Александра Буркова, чешского хоккеиста Доминика Фурха, кинорежиссера Артема Михалкова и других вип-клиентов. За месяц в двух ателье, московском и омском, отшивают около 50 рубашек и 15–20 костюмов. Самый дорогой костюм стоил 280 тысяч рублей, самая дорогая рубашка — 35 тысяч.
На маркетплейсе заходят аксессуары, которые не требуют снятия мерок и подгона по фигуре: подтяжки, шарфы, носки, галстуки и бабочки ручной работы, с которых в 2012 году начинался этот бизнес. «В категории "галстуки" мы входим в десятку лучших продавцов на Ozon, включая именитые марки, которые там тоже выставляются», — отмечала Юлия Макарова. Ни на Lamoda, ни на Wildberries омских бабочек из английского шелка нет. По словам Макаровой — из-за особенностей этих площадок: они отгружают товары только со своего склада, а Ozon — еще и напрямую от производителя, что в случае со штучным товаром удобнее.
На маркетплейсах также можно купить одежду омского дизайнера Александра Богданова (бренд Alexander Bogdanov), которая отличается авторским принтом и вышивкой. На онлайн-площадках есть и одежда для женщин plus size от Анны Попадюк, найти ее можно, например, на Wildberries по названию бренда — AP design.
Кожаная шлейка для хорька
«Крепко-накрепко» — небольшая мастерская в Омске, где в четыре руки шьют аксессуары из итальянской кожи. На маркетплейсе в основном выставляются вещи, без которых вполне можно прожить, но которые придают образу или интерьеру изюминку. Например, кожаные носочки для стульев, чехол для ключа от Lada Vesta или домофона. При желании умельцы могут сделать лазерную гравировку рисунка авторства вашего ребенка на портмоне, шлейку для хорька или именной браслет.
Продукцию другого омского бренда изделий из кожи — Reconds — изначально можно было приобрести только в интернете, и лишь в прошлом году компания открыла офлайн-магазин. Только на Wildberries за пять лет она продала больше 48 тысяч обложек для документов, ключниц и зажимов для денег.
Свечи как в IKEA
В каталоге омского свечного завода на «ягодках», «Яндекс.Маркете» и Ozon сотни видов декоративных свечей и подсвечников. Кроме стандартных свечей-таблеток и гладких свечей в продаже есть «кружевные» свечи, свечи-раскраски, свечи в форме стодолларовой купюры или пятитысячной банкноты, кулича, сливы или привидения, свечи на дембель — с танком или для футболистов — с мячом.
Раньше на свечном заводе в Омске делали свечи для шведского мебельного гиганта IKEA. Также на полках гипермаркета можно было найти табуреты-стремянки, кухонные фасады и столешницы местного производства. Но к 2018 году вся омская продукция исчезла из ассортимента, перестав отвечать стандартам IKEA, отмечала директор магазина Александра Подледнова.
Гитарные примочки
В начале двухтысячных бывший радиомеханик «Электроточприбора» Сергей Маричев думал, зачем он вообще основал AMT Electronics, а сегодня музыкальное оборудование компании востребовано по всему миру. Более того, за границу продается минимум половина всех гитарных педалей, шумодавов и предусилителей — через магазины посредников, собственный сайт или Amazon. Купить их можно и на всех крупнейших российских маркетплейсах.
Музыкальное оборудование использует Игорь Саруханов, группы «Черный обелиск», «Слот» и КняZz, немецкие рокеры Stormwitch, американский басист Родни МакГи и другие музыканты. В 2017 году Сергей Маричев говорил, что в России интернет-магазин после открытия стал основным источником дохода компании — продажи выросли в четыре раза, на маркетплейсах, где AMT Electronics торгует меньше года, число заказов приближается к тысяче.
Кукольный дом
На полиграфическом заводе «Ютон» есть специальный отдел, который занимается продажами на маркетплейсах. Под этим брендом в интернете можно найти и детские игрушки из картона — кукольные дома, карнавальные 3D-маски, магнитные куклы с одеждой, машины, которые компания производит сама, и конструкторы из Китая, которые компания только упаковывает. Причем на Wildberries, отмечал гендиректор компании Вадим Салимгареев, продажи идут в четыре раза лучше, чем на Ozon. В офлайне же основные клиенты «Ютона» — заказчики картонных коробок и упаковок для еды и косметики, этикеток, рекламных буклетов, ценников, календарей и другой полиграфии.
Шоколадные бомбочки
Упаковку для бренда шоколадных бомбочек с маршмеллоу «Кокаво» тоже разрабатывали на «Ютоне». Рецепт оказался настолько удачным, что, по словам Вадима Салимгареева, в первый месяц предприниматель продал на маркетплейсах товара на 1,2 миллиона рублей, и продал бы еще больше, но сладости внезапно закончились. За два года у омичей купили около 40 тысяч упаковок шоколадных бомбочек и конфет в форме кубиков Lego, пуговок или зверей.
Доски с гвоздями
Осенью 2021 года пасечник и по совместительству столяр Станислав Андреюк увидел «где-то на просторах интернета» доски с гвоздями, и, несмотря на то, что на гвоздях никогда не стоял, твердо решил делать доски садху сам. На грант регионального Минэкономики он закупил недостающие станки, материалы и фурнитуру и начал разрабатывать собственную конструкцию доски. Доску-трансформер «Гармония» и классические вариации садху предприниматель и продает сейчас на маркетплейсах. Все технические решения, по словам Станислава Андреюка, ему удалось запатентовать.
Продажи досок садху идут медленно — всё-таки товар специфический, да и цена колется. На отсутствие опыта работы с онлайн-площадками это списать нельзя, потому что раньше бизнесмен относительно успешно торговал на eBay. Самая дальняя посылка — набор свечей — ушла из Омска в США.
Ранец с аниме и шопер Hochu piva
Свой магазин на маркетплейсе открыла швейная мастерская из Омска Run Chick. Этот бренд школьных рюкзаков в 2009-м основали супруги Илья и Ольга Бакалинские. Фирменная модель — «Каспер» с анатомической спинкой с вентиляцией и светоотражающими элементами, чтобы ребенка было видно в темноте издалека. Рюкзаки Бакалинские тестируют на свои сыновьях, они же подрабатывают фотомоделями для рекламы. Визитной карточкой бренда бизнесмены считают необычные принты, порой весьма спорные. Например, надпись Hochu piva на шопере с репродукцией картины «Кающаяся Магдалина». А вообще, по словам Ильи Бакалинского, современным детям «не интересны принты с мишками-пупсиками — они выбирают крутое и провокационное, сегодня это аниме или стрелялки».
В том же разделе «Сумки и рюкзаки» на маркетплейсах можно найти продукцию другого омского бренда — Gallato. Компания «Квазар», которой он принадлежит, тоже называет яркие и солнцеустойчивые принты своим конкурентным преимуществом. За четыре года на Wildberries она продала 19 тысяч сумок, кошельков и косметичек из кожи и ткани, на Ozon количество выполненных за три года заказов перевалило за 4 тысячи. Параллельно компания развивает свой бренд одежды и аксессуаров для волос. «Активный вход на все популярные маркетплейсы и завоевание интернета дало новый и очень сильный виток в развитии компании: выручка с одних только маркетплейсов сравнялась с выручкой от всех розничных магазинов, открытых нами и по франшизе», — отмечал коммерческий директор «Квазар» Даниил Родин.
«Зообильярд»
Помните советские игры «Голодные бегемотики», настольный хоккей и баскетбол? Так вот, они никуда не делись — эти игры по-прежнему выпускают на «Омском заводе электротоваров», а купить их можно на любом российском маркетплейсе. В комментариях люди пишут, что приобретают игрушки в подарок детям, но до них очередь доходит не сразу — взрослые устраивают ностальгические турниры. Кроме детских игрушек на заводе шьют карнавальные костюмы, декоративные подушки, выпускают товары для пчеловодов (кормушки, рамки для ульев, медогонки) и огородников (теплицы, садовые качели, беседки).