С началом режима самоизоляции сознательные омичи стали реже выбираться в магазины — кто-то начал закупаться впрок или заказывать доставку продуктов на дом. Однако во время коротких вылазок за покупками некоторые из нас заметили, что цены в магазинах немного изменились. Мы уже писали о том, на сколько выросла в цене ставшая популярной на волне пандемии коронавируса гречка. Теперь расскажем о том, как обстоят дела с менее полезными товарами — алкоголем и сигаретами.
На прошлой неделе омичей насторожили пустующие боксы для сигарет в крупных супермаркетах города. Однако омские ритейлеры поспешили успокоить покупателей — этот товар по-прежнему привозят в город, но сами торговцы не всегда заинтересованы в его продаже из-за минимальной наценки. Но это совсем не значит, что сигареты не будут дорожать — в начале года акцизы на сигареты выросли на 4%.
Немалую роль в ситуации с временным дефицитом сигарет в магазинах могло сыграть и решение о закрытии табачных фабрик на карантин из-за коронавируса. Однако продлилось это недолго — уже через неделю многие производственные площадки возобновили свою работу после того, как власти некоторых регионов включили табачную продукцию в перечень непродовольственных товаров первой необходимости.
— Действительно, бывают сбои с поставками сигарет, но они носят временный характер. Дело в том, что сигареты — товар с минимальной наценкой. Как правило, наценка на сигареты не превышает четырёх процентов, это меньше, чем наценка на молоко. Есть рекомендованные цены, при этом оптовые цены при закупке довольно высоки. Ритейлеры торгуют ими не ради того, чтобы получить выручку, а просто для того, чтобы курящие покупатели могли мимоходом приобрести этот товар на кассе. Иногда боксы с сигаретами и в самом деле пустуют, но это никак не связано с пандемией коронавируса, — рассказал владелец сети «Новатор» Арсен Пономарёв.
По его словам, алкоголь, как и раньше, можно купить без проблем — товар свободно пропускают через границы республик, несмотря на ограничения из-за пандемии. Но из-за снижения стоимости рубля по отношению к курсу доллара цены на некоторые спиртные напитки выросли.
— В конце марта, когда подорожал доллар и подешевел рубль, поставщики объявили о своём намерении через какое-то время поднять цены на элитный алкоголь. Обещали подорожание как раз на май. Но могу сказать, что этот всплеск был минимальным и многие потребители элитного алкоголя не обратили на это внимания. Видимо, решили, мол, какая разница — 10 тысяч будет стоить бутылка или 11 500 рублей. Никто не побежал скупать алкоголь по 10 тысяч, пока он ещё продавался по старой цене, — пояснил Арсен Пономарёв.
Ещё один омский ритейлер — Дмитрий Шадрин считает, что подорожание коснётся и российской алкогольной продукции. Даже «самый русский» алкогольный напиток так или иначе зависим от доллара.
— Конечно, импортный алкоголь подорожал и будет дорожать дальше. Через некоторое время стоит ожидать и подорожания российской алкогольной продукции, потому что русскую водку разливают на импортном оборудовании, а его нужно покупать за иностранную валюту. Отечественное оборудование для производства спирта перестало существовать ещё в 70–80 годах. Даже крышечки и пробочки — валютный товар, — отметил глава Союза независимых сетей России и гендиректор омской торговой сети «Победа» Дмитрий Шадрин.
Вместе с тем Дмитрий Шадрин отметил, что из-за режима самоизоляции проблема транспортировки товаров всё-таки актуальна. По его словам, главы некоторых российских регионов распорядились отправлять на карантин даже экспедиторов, которые везут через их областную границу товар.
Ещё одна категория товаров, на которые будет расти цена в ближайшее время, — это товары международных брендов, которые производятся в России. По словам Арсена Пономарёва, цены на такую продукцию будет постепенно повышаться в течение года, но небольшими темпами. Дело в том, что часть себестоимости такой продукции заложена в долларовом эквиваленте или в евро, хоть и основная часть всё-таки в рублях.
Также подорожают товары, которые поставляются на российский рынок через импортёров. Они покупаются за доллары, а он вырос, хоть сам товар и не подорожал. То есть, если упаковка чая стоила два доллара, она будет столько же и стоить, однако для закупки такого товара по новому курсу понадобится уже больше российских рублей. Разумеется, новая стоимость товара будет заложена в цену для покупателя.