О перспективах развития телеком-рынка в России рассказывают эксперты отрасли
На форуме «Телеком-2019» профессионалы по коммуникациям и связи обсудили острые вопросы, главные тренды и лучшие бизнес-кейсы индустрии. В конференции приняли участие руководители крупнейших телекоммуникационных компаний, операторы цифрового телевидения, представители банков, IT- и финтех-компаний, операторы беспроводного интернета и другие эксперты.
Одним из ключевых ньюсмейкеров форума стал мобильный оператор Tele2. Эксперты компании рассказали гостям форума о перспективах развития телеком-рынка России.
5G, Mobile ID и eSIM — ближайшее будущее российского телекома
В первой части форума эксперты обсудили строительство сетей пятого поколения в России. Операторы заявили, что их развитие сильно тормозит отсутствие свободных частот в диапазоне 3,4–3,8 ГГц
— Уже понятно, в каком направлении движется мир. Если мы не хотим отставать, то необходимо расчищать спектр 3,4–3,8 ГГц. Именно здесь появится новая экосистема, именно здесь у нас уже есть первый опыт. 5G — это вся наша цифровая экономика, большой пласт совершенно новых сервисов и услуг. Более высокие скорости могут понадобиться пользователям уже в ближайшие два-три года. Поэтому активное участие государства в этом вопросе просто необходимо, — рассказал гендиректор Tele2 Сергей Эмдин, отметив, что компания поддерживает идею создания единого инфраструктурного оператора для развития сетей 5G.
Перспективной технологией в Tele2 считают Mobile ID — высокотехнологичную замену существующих решений двухфакторной авторизации (ввод имени и пароля на сайте с подтверждением по SMS). Она значительно сэкономит время и упростит банковские транзакции, покупку электронных билетов, бронирование отелей, регистрацию в программах лояльности. Клиент получает доступ к онлайн-сервисам всего лишь с помощью номера телефона. При этом оператор гарантирует безопасность данных, поскольку операция проходит через защищенные каналы связи.
— В этом году мы планируем запустить тестирование пилотного проекта Mobile ID для портала госуслуг при участии Минкомсвязи, — сказал Эмдин.
Еще одной новинкой станет eSIM — цифровая альтернатива традиционным SIM-картам. Она сделает привлечение абонентов проще и дешевле, а также сэкономит время клиентов, ведь им больше не нужно будет идти в салон связи оператора при возникновении проблем или вопросов. По словам Сергея Эдмина, Tele2 уже провела тестирование технологии и видит в ней реальное будущее телекома.
Ритм инноваций: облачные технологии, интернет вещей, big data
Передачу, хранение и обработку больших объемов данных и интернет вещей обсудили во второй части форума. Участники рассмотрели новые технологии, которые ускорят развитие отрасли. Дискуссия коснулась также применения искусственного интеллекта и машинного обучения и их возможностей для B2B-продуктов.
Эксперты отметили, что развитие big data (больших данных) и облачных технологий сегодня в значительной степени влияет не только на работу крупных организаций, но и на жизнь обычных пользователей. В ближайшие годы рынок «больших данных» и интернета вещей вырастет в 10 раз. При этом в России крупнейшим игроком рынка big data было и остается государство: контроль транспорта и работы предприятий, метеорология и другие собираемые данные планируют открыть для бизнеса в ближайшем будущем, но только частично.
— В руках грамотных специалистов даже часть данных может превратиться в знания, которые могут быть использованы для эффективного взаимодействия с пользователем, — комментирует директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова. — Например, Tele2 использует продукты технологии big data для оказания лучшего сервиса клиентам компании — подбор оптимальных предложений, открытие салонов там, где удобно клиентам, строительство базовых станций там, где они действительно нужны.
Скворцова подчеркнула, что, согласно закону о тайне связи, компанией анализируются не персональные, а агрегированные обезличенные данные. Собранную аналитику активно используют не только внешние коммерческие компании, но и муниципальные организации.
— Tele2 сотрудничает с восемью регионами. Аналитика используется для изучения массовых перемещений граждан, оптимизации уборки городских территорий, расчета туристических потоков и планирования транспортной инфраструктуры, — пояснила Скворцова.
Розница и ее перспективы
О том, какие технологии помогут повысить качество сервиса и чем хорош мобильный ретейл, говорили на третьей сессии форума. Эксперты отметили, что на 140 млн человек населения в России зарегистрировано около 260 млн активных SIM-карт. Это означает, что рынок перегрет, а значит, операторы должны создавать по-настоящему индивидуальные предложения, чтобы заинтересовать своего клиента. Сформировать их как раз и помогает анализ «больших данных».
Коснулись изменения и традиционных точек продаж — салонов связи. Сегодня все салоны Tele2 — франчайзинговые площадки, на некоторых из них активно используются коллаборации (например, 40 салонов связи Tele2 находятся на одной торговой площади с региональными брендами кофеен).
О масштабных изменениях в стратегии открытия салонов связи рассказал директор по продажам и развитию массового сегмента Tele2 Игорь Майстренко:
— Новая концепция уже запущена. Мы полностью отказались от бумаги в пользу планшетов для сотрудников, цифровых ценников, способных быстро реагировать на изменения стоимости товаров и услуг, а также виртуальных витрин с характеристиками гаджетов и отзывами на них из системы «Яндекс-Маркет». Получается трижды digital-стратегия — это цифровые ассортимент, сервис и коммуникации.
По словам операторов, розница уходит в онлайн, меняя привычки пользователей и работу телеком-компаний. Сразу два оператора (Tele2 и «Билайн») стали пользоваться искусственным интеллектом при обработке запросов пользователей. В Tele2 виртуальным помощником, отвечающим на вопросы абонентов, стал чат-бот. Благодаря самообучаемости виртуальный помощник обрабатывает запросы клиентов все точнее, в большинстве случаев абоненты даже не догадываются, что с ними общается цифровой оператор. Если машина не знает, как ответить на вопрос, к диалогу подключается реальный оператор.
Сотрудничество с Ericsson на благо АПК
Одним из важных событий форума стало подписание меморандума о сотрудничестве. Сергей Эмдин (Tele2) и Себастиан Толстой (компания Ericsson) заключили соглашение о создании совместного проекта на базе IoT. Цифровые решения под ключ созданы специально для помощи фермерам, занимающимся марикультурой. Они помогут владельцам ферм с помощью сети Tele2 и специальных датчиков удаленно контролировать среду обитания гидробионтов — гребешка, трепанга, устриц и морских ежей. Для них очень важно поддерживать постоянные характеристики воды — температуру, соленость, насыщенность кислородом и др.
— Это первый подобный проект в России. И мы уверены, что его по достоинству оценят во всех секторах сельского хозяйства. Пока фермеры только наслышаны о таких технологиях, скоро у них будет возможность испытать их, — резюмировал Сергей Эмдин.