«Шестерка» стремительно скользит по дороге, мелькая между рядов и обходя машины в потоке. Автомобиль явно бывалый, боевая классика. И едет в нем, по всей видимости, не дедушка из гаражей. Огромный спойлер, красноярский выворот, губа, две трубы выхлопа, смотрящие из-под бампера, как двустволка. Но самое главное, привлекающее взгляд, — это расцветка. Светло-голубой ВАЗ с черно-белой крышей под коровку и хитрый Койот из мультсериала Warner Bros на боку. Тот самый, что безуспешно пытается поймать птичку Дорожного Бегуна. Стекла машины обклеены всевозможными наклейками с названиями дрифт-команд и соревнований по гонкам. На капоте огромная надпись: «РУЗКИЙ СПОРТ». А за рулем сидит девушка и с непринужденным видом шашкует, с легкостью переключая скорости коробки передач. Ее зовут Варвара, ей 19 лет, и она валит боком на ВАЗе.
«Самый главный кайф от "Жигулей" — это когда их чинишь, а они потом едут. Это какая-то нереальная эмоция»
Мы встречаемся с Варварой на одной из оживленных улиц города. Узнаваемый автомобиль припаркован на остановке. Громко играет русский хип-хоп. Парень читает про то, как торгует пистолетами и воюет с копами. В салоне сидит владелица авто и пара ее друзей. Выглядят они так, будто это их трек. Я усаживаюсь внутрь и понимаю, что тоже хочу катать по Комптону, скрываясь от фараонов и отстреливаясь от балласов. Обстановка располагает. Мы трогаемся до места съемок и начинаем разговор.
Варвара учится в музыкально-педагогическом колледже на хореографа. Девушка с трех лет занимается танцами и имеет звание мастера спорта по художественной гимнастике. Учиться ей остался последний курс. После этого она планирует работать с детьми, возможно получить образование детского психолога. Слушая девушку, не совсем понимаешь, как ее с подобными прямо-таки женскими увлечениями и желаниями занесло в дрифт, да еще и усадило не за комфортабельного японца, а в «Жигули».
— Машину мне захотелось в 16 лет. Очень, безумно просто. У меня есть друзья, у которых были «Жигули». Я тогда смотрела на них и думала — что за ржавое ведро? Хотела что-то крутое и дорогое. Но решила, что надо учиться на том, что не жалко и просто. Ну и купили «Жигули». Именно эта «Жига» у меня полтора года. У меня была машина до этой, тоже «шестерка». Но она трагически погибла после аварии. Я сдала на металл ее, получилось всего 20 тысяч. Хорошо, что родители помогли. Добавили мне, и я купила эту. За 45 тысяч. Мне нравилась она по техническому состоянию, но смущал цвет. Какой-то клоунский, — говорит девушка, а друзья тут же начинают ее подкалывать.
Шутки сводятся к тому, что теперь-то машина выглядит серьезно и цвет у нее подобающий для леди. Отшутившись, Варвара добавляет, что ей всегда нравились необычные машины, привлекающие внимание. Не такие, как у всех.
— Мне просто нравятся такие машины. Боевая классика, машины в виде раздолбанного куска металла, которые выглядят как не пойми что. Разрисованные, убитые. Стильные, в общем. Мне они кажутся намного интереснее, чем обычные стоковые тачки. Эта машина стоила 45 тысяч, а вложили сюда больше 350. Это не дешевое удовольствие, как может показаться. С мотором было много проблем. По тем временам я за эти деньги спокойно могла бы купить тот же Mark 2. Увлекаться таким стоит, только если ты реально фанат. А если вам нужен просто покататься автомобиль, то остановите выбор на другой машине, — говорит Варвара.
«Жига» стремительно движется по городу, девушка переключает скорости и треки. Музыка и рев мотора заглушают шум улицы и голоса в салоне. Я давно не ездил в «Жигулях» и с интересом оглядываюсь, рассматривая детали и вспоминая их кондовость. Задницей чувствуешь каждый ухаб, сиденья будто лежат на полу. Вместо стеклоподъемников — ручка-весло, причем одна на весь салон. Длинный рычаг переключения передач, явно новый. Обычно у мужичков в «Жигах» стояла ручка с розочкой или пауком. Салон разрисован и обклеен. Я узнал любимца Спанч Боба, улитку Гэри, нарисованную на бардачке. В глаза бросаются гоночный руль и ремни безопасности. В остальном это просто «шестерка», хоть и очень веселая.
— Когда я покупала эту машину, я не знала о русских автомобилях ничего. Не понимала, как и что устроено, как их ремонтировать. Во всём разбиралась сама, просила помочь кого-то. Если люди были заняты, то приходилось делать всё самой. Ну и как-то начала разбираться. Друзей в этом движе еще не было. Они появились со временем. С такими машинами постоянно какие-то нежданчики. Я помню, как у меня посреди дороги просто застучал мотор. Это была, наверное, самая большая сложность с этой машиной. Меня дотащили на тросе. Двигатель пришлось капиталить. Потом он, правда, снова застучал. А потом снова. И снова, — делится Варвара.
«Из женского тут — только розовый подфарник»
Гонщица объясняет, что машина не требовала кардинальных изменений для того, чтобы заниматься на ней дрифтом. По словам девушки, «шестерка» вполне подходит для старинной японской автозабавы.
— Когда я купила эту машину, она была обыкновенной «шестеркой». По дрифту тут стоят рычаги, красноярский выворот, заварка. Мотор по стоку 1.3, а тут 1.5. Это, наверное, весь тюнинг. Машина и так нормально идет. Стиль и рисунки — я всё делала сама. Идею я подсмотрела на сходке в Красноярске. У них есть команда, на автомобилях которой разные герои мультфильмов нарисованы. Мне эта идея очень понравилась, и я решила так же сделать. А всё остальное я сама придумывала, — рассказала Варвара.
Девушка объясняет, что для нее машина — это просто автомобиль. Механизм. Куча железа, которая ее возит. Она не одушевляет «Жигу», не дает имен, не делит по половому признаку, как многие автолюбители. Варвара признается, что любит свою машину и видит много плюсов в русском автопроме. Но у нее есть заветная мечта — made in Japan.
— Разумеется, мне хочется еще автомобиль. Более мощный, более комфортный. Но и с «Жигулями» расставаться не хочется. Они очень душевные. Но если бы я могла сейчас себе купить любой автомобиль, то это был бы Nissan Silvia тринадцатая. Это самая настоящая мечта. А «Жига» — это как частный дом. Ты постоянно что-то делаешь там, крутишь, вертишь, прибиваешь. Зато не скучно. Хорошо, что хоть детали недорогие, — признается девушка.
Варвара начала заниматься дрифтом совсем недавно, в 2021 году. Она уже успела покатать и освоиться на всех омских трассах. Девушку даже приглашали на соревнования, но она отказалась, так как посчитала, что ей не хватает опыта, а автомобилю требовалась специальная резина. Она планирует посетить соревнования, которые пройдут зимой этого года в омском ДОСААФ.
— Когда я обучалась дрифту на замерзшем озере, туда приехал мальчик. Он тоже учился ездить, ему, наверное, лет 15 было. Он приехал с папой. Мы с ним вместе поехали. Он не умеет, я не умею. И он в меня врезался. Хорошо так мне смял жопу. На машине, в смысле. Он заплакал, испугался, домой поехал. А мне смешно было, круто! Приключение такое! И машину не жалко. Если что-то ломается, значит у меня что-то получается. Вообще, я самоучка, я знаю, что ребята некоторые где-то учатся, но я всему сама училась. Катала на озерах, на нефтезаводе есть трасса. Сначала было страшно, но теперь я их сама прохожу. Ребята учат, подсказывают тоже. У меня молодой человек занимается дрифтом, у него Mark 2. Но он мне не сильно помогает. Мне не нравятся «Марки». Они здоровые, как крокодилы какие-то. А «Жига» маленькая, комфортная, — объясняет Варвара.
Девушка рассказывает, что сейчас начала достаточно хорошо разбираться в отечественном автопроме. Опыта не занимать. Практически все, чего требует машина, она делает сама. Так получается выгоднее и интереснее. Покраска, рисунки, стиль авто — тоже дело рук Варвары. Она призналась, что ей настолько нравится наносить рисунки на авто, что если кто-то хочет украсить свой автомобиль таким же образом, то готова помочь бесплатно.
— Родители к моему увлечению отнеслись с пониманием, помогали. Мама даже говорила — давай я тебе нарисую что-нибудь, — с улыбкой вспоминает она.
По словам Варвары, дрифт достаточно развит в Омске. Но машину, как у нее, не так часто встретишь на улицах города. Просто не все ездят на гоночных автомобилях постоянно. Как правило, у любителей гонок есть две машины: одна для спорта, другая для жизни. Одним из минусов езды на таком авто является внимание сотрудников ГИБДД.
— Если гаишники ловят на таком автомобиле, то как правило машину забирают за внесение изменений в конструкцию. Поэтому ребята стараются выезжать ночью или тренироваться где-то. Как правило, у всех есть еще машина для цивильной езды. У меня пока только одна. Вообще, есть гаишники, которые нас прямо ненавидят, останавливают. А есть те, кто респектуют. Они в основном хорошие ребята. Просто выполняют свою работу. Останавливают, бывает, задают вопросы банальные. Мне помогает, что я девочка. У меня есть особый взгляд — «на гаишника». Смотришь на них, и они такие — ну ладно, едь… — смеется девушка.
Машина Варвары приковывает взгляд не только блюстителей порядка, но и обычных омичей. И вызывает она разные эмоции. Кто-то смотрит непонимающим взглядом — мол, зачем так над старичком поиздевалась? Кто-то восхищается, сигналит и показывает большой палец. Девушке нравится ее авто, стиль жизни и хобби, а положительные эмоции на дороге ее только мотивируют.
— Я хочу докатать эту машину доталова. Чтоб она подо мной умерла. И потом отвезти ее на металл. Чтоб она потом никому не досталась. А с дрифтом и гонками я никогда не расстанусь. Это часть моей жизни, — говорит Варвара.