Социальные сети сейчас пестрят сообщениями о несчастьях, приключившихся с автомобилями, которые мирно стояли на парковке. Отсутствие движения ничего не гарантирует: на машину может упасть снег с крыши, габаритный мусор с балкона одного из верхних этажей, дерево с подгнившим стволом или, например, строительный забор. На этот случай хорошо бы знать несколько простых правил, которые помогут сэкономить нервы и деньги.
Для начала важно соблюдать правила парковки. Если на момент падения на автомобиль чего бы то ни было он стоял на газоне, на тротуаре, перед знаком пешеходного перехода или в других запрещённых местах, получится, что автовладелец оказался сам себе врагом: других виновников случившегося не будет. А вот во всех остальных случаях есть варианты.
Страховую компенсацию можно получить, только если оформлен специальный полис каско. Правила ОСАГО в таких ситуациях не применяются: ведь столкновения машин не было. Если на крышу припаркованного у здания автомобиля упал снег или лёд и если полис каско имеется, достаточно подтвердить наличие страхового случая: вызвать полицию, которая составит протокол, обратиться в страховую компанию. Та оплатит ремонт машины и взыщет в свою пользу деньги с виновника. При этом важно знать: например, слова «сосулька» в договоре каско нет, и страховая компания может этим воспользоваться, чтобы отказаться от признания страхового случая. Поэтому лучше добиться от полицейского более обтекаемой формулировки в протоколе — «посторонние предметы» или что-то вроде этого.
При отсутствии полиса задача усложняется. Точно так же надо вызвать полицию и самому заняться выяснением всех обстоятельств. Упал ли снег с крыши, потому что его долго не убирали, — или это как раз результат деятельности дворника? Кто именно отвечает за уборку снега и льда на крыше конкретного дома — управляющая компания, товарищество собственников жилья или какая-то другая организация? Это необходимо выяснить первым делом, имея в виду, что «контора», обслуживающая конкретный дом, должна нести полную ответственность за свои действия — и за своё бездействие тоже.
Машина со снегом или льдом на крыше должна быть запечатлена много раз из разных положений: нужно, чтобы были ясны суть случившегося и место действия (так что на снимке должны оказаться номер дома и другие отличительные признаки местности). Желательно сразу найти ответственное лицо, чтобы показать ему для наглядности общую картину. В существенной части случаев ущерб компенсируется без каких-либо дополнительных усилий со стороны пострадавшего: иначе к компенсации обязательно добавятся штраф и оплата судебных расходов. Но если ситуация не очевидна, придётся идти более длинным путём.
Ущерб, нанесённый автомобилю, должен быть оценён независимыми и квалифицированными экспертами. При этом учитываются стоимость запчастей, стоимость непосредственно работы и неизбежное уменьшение ликвидности машины. К этому может добавиться моральный ущерб (особенно сильный, если на момент падения снега или льда водитель сидел в автомобиле) или ущерб физический.
Если виновная сторона отказывается платить, необходимо направить ей письменную претензию, подождать 20 дней, а при отсутствии положительного ответа — обращаться в суд с иском. В такой ситуации бремя доказательства лежит на ответчике: именно он должен попытаться доказать свою невиновность. Главная задача истца в этой ситуации — обосновать размер компенсации, при этом надо быть готовым к тому, что оппонент захочет провести свою экспертизу, чтобы уменьшить цену вопроса. Есть только два варианта, при которых истец проиграет такой процесс: если ЧП произошло из-за форс-мажора, связанного со стихийным бедствием, или из-за игнорирования истцом ограждения, которое было установлено в соответствии с законом. Стандартный исход — решение в пользу пострадавшего. В этом случае проигравшей стороне придётся выплатить компенсацию ущерба, штраф за изначальный отказ выплачивать компенсацию, штраф за нарушение прав потребителя (часть этих денег пойдёт истцу, часть — государству), покрыть судебные расходы и оплату технической экспертизы.
Если на машину упало дерево, найти ответственного человека или организацию может оказаться более сложной задачей. Возможно, спрашивать придётся с владельца парковки, ТСЖ или муниципалитета, при этом если парковка была незаконная или если имел место форс-мажор, то ни с кого спросить не получится.
При падении дерева на двигавшуюся машину звонить надо в ГИБДД, если машина стояла, это уже сфера полномочий полиции. Кстати, если кто-то из сидевших в машине получил в результате травмы, может быть возбуждено уголовное дело, и в этом случае именно полиция организует экспертизу. Проверять будут в том числе и состояние дерева, чтобы понять, реально ли было предвидеть ЧП. Владельцу машины в любом случае надо всё фиксировать на фото- и видеокамеру, включая место слома дерева в обоих местах — и на обломке, и на пеньке. Ну а дальше всё идёт тем же чередом: претензия — судебный иск — компенсация. Кстати, если эксперты решат, что на ремонт нужна сумма, которая превышает половину текущей стоимости машины, таковой будет признан нерентабельным — виновнику происшествия либо страховщику придётся забрать автомобиль себе и выплатить полную его стоимость.