2018 год оказался крайне неоднозначным для автопрома — и российского, и мирового. Скандалы шли один за другим, свирепость экологов вышла на новый уровень, а в самом автопроме наметились тектонические сдвиги. О наиболее значимых событиях уходящего года — в нашем обзоре.
СИЗОе Рождество Гона
Глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi-АВТОВАЗ Карлос Гон считался одним из самых влиятельных боссов автопрома, и тем удивительнее бескомпромиссность, с которой японские власти определили его в изолятор, где он встретил Рождество.
Карлос Гон был арестован 19 ноября по обвинению в сокрытии доходов, которые получал в виде бонусов от Nissan. Суд уже два раза продлевал срок ареста, а прокуратура предъявила новые обвинения.
В конце ноября Гон лишился постов в Nissan и Mitsubishi, где занимал должности председателя совета директоров, а вот Renault отказалась увольнять опального топа. Также Гон остался председателем совета директоров совместного предприятия Renault и «Ростеха», проще говоря, АВТОВАЗа.
Синдром хронической усталости
Запуск полноценного массового производства Tesla Model 3 потребовал от Илона Маска титанических усилий: по его признанию, порой он ночевал на заводе. И год для него закончился тем, что он потерял должность в компании, которая прочно ассоциируется с ним.
Но сначала были яркие моменты: в 2018 году Маск организовал запуск в космос Tesla Roadster, презентовал прототип сверхскоростного тоннеля Loop, запустил продажи огнемётов, а Model 3 всё-таки довёл до серийного производства. По итогам третьего квартала Tesla впервые за долгое время показала прибыль.
Покинуть пост председателя правления Tesla Маска вынудила комиссия по ценным бумагам США за публикацию ложной информации, которая ввела в заблуждение инвесторов — по сути, Маск приукрасил положение компании, чтобы привлечь капитал.
Год отметился чередой странных скандалов вокруг Маска, например он назвал «педофилом» одного из спасателей, который вытаскивал детей из затопленной пещеры в Таиланде, а потом извинялся.
Умер Серджио Маркионне
В июле 2018 года внезапно скончался глава концерна Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне, которому удалось вернуть итальянскую марку к прибыльности и провести историческое объединение с возрождённой после банкротства фирмой Chrysler.
Серджио играл важную роль и в судьбе Ferrari. Бесславный проигрыш команды в «Формуле-1» в этом году многие связали именно с уходом её главного наставника.
Год отставок
Должность председателя правления Daimler оставляет Дитер Цетше, причем в ближайшие годы руководство немецкого концерна ждут и другие важные перестановки.
Тряхнуло и руководящие структуры Volkswagen: весной ушёл Маттиас Мюллер и ряд других ключевых фигур — это стало следствием дизельного скандала 2015 года.
Не обошлось и без небольшой сенсации в России, когда главу АВТОВАЗа Николя Мора сменил неизвестный в России Ив Каракатзанис. В отличие от колоритного Бу Андерссона оба ставленника Renault в публичном поле светятся редко, да и новинки под их руководством получаются скромнее. Зато АВТОВАЗ демонстрирует хорошие финансовые показатели и рост рыночной доли.
Расход топлива стал честнее
С сентября радикально изменилась процедура определения паспортного расхода топлива. Раньше его определяли в стандартизованном ездовом цикле NEDC, настолько далёком от реальности, что цифры годились разве что для сравнения машин друг с другом.
Новый цикл WLTP на порядок жестче: выше стали скорости, длительнее циклы, резче разгоны, а главное, к лабораторным тестам добавились натурные испытания на дорогах общего пользования.
Казалось бы, всё это не более чем формальность. Но введение новых правил буквально парализовало автопром: в сентябре многие марки остановили продажи отдельных моделей. Помимо расхода топлива цикл WLTP определяет выбросы парникового газа CO2, от которых во многих странах зависят налоги и штрафы производителям, поэтому ряд моделей попросту не уложился в нормативы. Сильнее всего напрягся Volkswagen — пострадали и продажи, и прибыль.
Экологи лютуют
Осенью этого года в Польше состоялся очередной саммит, посвященный глобальному потеплению, и достигнутое соглашение COP24 вызвало серьёзное беспокойство у лидеров автопрома: оно предписывает к 2030 году сократить выбросы CO2 на 37,5% относительно строгого уровня 2021 года.
Кстати, уже в 2020 году среднестатистический европейский автомобиль обязан показывать расход топлива на уровне 4 л/100 км, причем по более строгому циклу WLTP.
После дизельгейта 2015 года (скандала с дизелями Volkswagen) популярность таких моторов в Европе снизилась, а ряд марок остановил разработку и продажи дизелей. Европейские страны одна за другой добровольно взяли на себя обязательства запретить продажу и даже использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания: одни готовы это сделать уже в 2030 году, другие — в 2040-м.
Электромобили наступают
Ставка делается на электромобили, и зачинщик дизельного скандала Volkswagen в этом году представил модульную платформу MEB. В течение четырёх лет на её основе создадут 27 разноформатных моделей.
И Volkswagen не одинок: электромобили или гибриды являются сегодня приоритетным направлением для большинства марок, особенно в премиум-сегменте: так, полностью электрические Jaguar i-Pace и BMW i3 доступны даже в России, Mercedes представил электрокроссовер EQC, Audi запустила производство модели e-tron...
Россия своим электромобилем похвастаться не может, но весь год эпатируем публику необычными концептами, среди которых электромотоцикл «Урал» и стильный концепт от концерна «Калашников», напоминающий лифтбэк «Иж-Комби».
Время тотальной неопределенности
Автопром переживает нервные времена: давление экологов и переход на электромобили требует больших инвестиций, а мировая экономика вызывает тревогу.
Затянувшийся выход Британии из Евросоюза вынуждает многие компании придумывать «планы Б» на случай жёсткого развода. Хотя истинно английских марок становится всё меньше, в Британии сосредоточены большие производственные мощности Nissan, Honda, BMW, Opel (Vauxhall) и ряда других марок.
Скандал с дизелями Volkswagen больно ударил по самому концерну и повлёк ряд новых расследований в отношении других марок, например Renault и Opel.
На другой стороне Атлантики назревает конфликт между General Motors и президентом Дональдом Трампом. В ноябре GM объявила о закрытии пяти заводов на территории США, что дискредитирует экономическую политику Трампа, ставящего на развитие местных производств. Президент пообещал применить к GM жёсткие санкции.
Обретает реальные черты будущий альянс двух автогигантов — Volkswagen и Ford. Он станет не первым трансатлантическим конгломератом (можно вспомнить DaimlerChrysler или Fiat Chrysler Automobiles), но в количественном отношении превзойдет все остальные.
Продолжают наступать и китайские марки: в феврале 2018 года крупнейшим акционером Daimler (торговая марка Mercedes-Benz) стала китайская Geely, уже владеющая Volvo Cars.
Автомобили года
Автомобилем 2018 года ещё в марте объявили кроссовер Volvo XC40. Конкурс Car of The Year проводится ежегодно, а призеров выбирают журналисты из 23 стран.
В семёрку финалистов конкурса на звание «Автомобиль года 2019» вошли спорткар Alpine A110, электрический Jaguar i-Pace, Citroen C5 Aircross, новые Ford Focus, KIA Ceed, Mercedes-Benz A-класса и Peugeot 508.
Год парадоксов в России
Два наиболее значимых тренда в России должны исключать друг друга, но нет: с начала года росли и цены на автомобили, и продажи.
По итогам 11 месяцев рынок прибавил почти 14%. Но если в первой половине года он рос на энтузиазме, то затем его подталкивало вперёд перманентное повышение цен — люди «успевали купить по старым прайсам». Помимо курсов валют давление оказывал резко возросший утилизационный сбор.
Недовольство автомобилистов вызвало резкое подорожание топлива в конце весны, которое должно смениться удешевлением в начале будущего года.
Три самые яркие новинки
Автомобильные марки охотно везли в Россию новые модели: в 2018 году стартовали продажи новой Toyota Camry, KIA Ceed, Volkswagen Touareg, Mercedes-Benz G-класса, BMW X5, Porsche Cayenne и многих других.
Но наибольший интерес и дискуссии спровоцировали три другие новинки: президентский лимузин Aurus, доступный для предзаказа «простыми смертными», первый непремиальный купе-кроссовер Renault Arkana и концепт-кар Lada 4×4, который сменит «Ниву» — старушка выпускается уже более 40 лет.
Российский автопром умерил амбиции
После бума нулевых нынешний автопром России попал в стагнацию: большинство марок старается удержать позиции и загрузить мощности. Но были и признаки развития: Mazda запустила на дальневосточном заводе производство двигателей, Mercedes-Benz проводит пусконаладочные испытания на заводе в Подмосковье, а китайская марка Haval завершила строительство завода в Тульской области. Hyundai анонсировал запуск моторного производства в России, но, скорее всего, не ранее 2021 года.
В остальном марки действовали экстенсивно: SKODA запустила производство Kodiaq в Нижнем Новгороде, KIA наладила производство Ceed и Cerato в Калининграде, Renault готовилась к запуску Arkana, Nissan обновил X-Trail и свернул производство Almera, а UAZ выпустил очередной рестайлинг «Патриота».
У большинства производителей заканчиваются договоры на промышленную сборку автомобилей, а новые соглашения с правительством заключаются в форме специальных инвестиционных контрактов (СПИКов). Если раньше условия были более-менее едиными, то теперь их согласуют с каждым производителем с учётом его значимости и готовности инвестировать в российские площадки.
Автопилот приходит в Россию
Помимо электромобилей, вторым значимым трендом мирового автопрома является внедрение автопилота, хотя происходит это не безболезненно: одним из самых обсуждаемых инцидентов стал наезд автопилотируемой машины Uber на велосипедистку, которая впоследствии скончалась.
Но ни эта авария, ни ряд происшествий с Tesla не остановили прогресса, и в начале этого года власти Калифорнии официально разрешили тесты беспилотников на дорогах общего пользования. Допускаются даже машины, не оснащенные рулём и педалями в принципе: правда, оператор всё равно приглядывает за ними дистанционно.
А с 1 декабря тестировать беспилотные автомобили разрешили в России на дорогах Москвы и Татарстана. Впрочем, эти тесты велись и ранее, например с начала 2018 года компания «Яндекс» провела сразу несколько довольно эффектных тестов, в одном из которых беспилотник доехал от Москвы до Казани.