![](https://n1s1.hsmedia.ru/26/60/0a/26600ade723380da1d6d89fa283bf2c4/656x438_1_83ea06f4cb83f214a215dca06571413f@1280x854_0xF5qiKWlm_0473880546700089754.jpg.webp)
Я прошу: «Высадите меня прямо здесь, я пофотографирую». «Пожалуйста», — отвечают. Выпрыгиваю на середину колеи, которую разбередил «Бурлак», и ноги медленно, но с аппетитом подъедает трясина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/a6/91/07a691726b01e57ec7c1ee0bfcda0dac/656x438_1_b9a0a597663ec5a4105abdc54e78ed52@1280x854_0x5ecZBXxp_9407879196063714039.jpg.webp)
«А ты траву подгибай вот так, может, не потонешь», — советуют из кузова бывалые. И уезжают.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/ff/d7/d5ffd75eabf4cbf739e7c84615367a4c/656x438_1_d18b21e3889cbfd88eb55f40f238edc3@1280x854_0xF673a0FH_8409687530652923737.jpg.webp)
Вообще это была дурная идея насчет «пофотографировать». Пока «Бурлак» месил болото, я искал равновесие на кочке и видел лишь его блестящую спину, которая сверкала то так, то этак. Мои куцые сапоги понемногу заливало сверху.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/6f/94/526f9496c0aa51e76cb5090c04359575/656x438_1_a9e3a1a6142e0445c516ccaee6d76548@1280x854_0xkQ3OxQZ0_2923547270717000876.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/90/57/ad9057ef0d0a6959d875765169ce1001/656x438_1_cf6f695f3e1ac2335a3352a95eb4ff33@1280x854_0xikNks72a_2285978420428721173.jpg.webp)
«Бурлак» спроектирован для условий Крайнего Севера, снегов, льдов, морской воды, а также болот и прочих грунтов, неустойчивых, как наша жизнь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/44/44/7544449ada92035597fc54d05654ccc6/656x438_1_4e1ce9b357c8742cec96480f870d951c@1280x854_0xBvTeXLdT_6087720746511766398.jpg.webp)
Сфотографировать его эффектно оказалось сложно, потому любая кочка на фоне колёс высотой с человека кажется не кочкой, а шероховатостью. Мясистыми, как губы Элвиса, шинами он не разбрызгивает лужи, а всасывает их внутрь себя. Чмок — и не остаётся даже брызг.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/78/5a/aa785abf37a0fb0ea47694629d18a6e0/656x369_1_c13d33a3afe8047ff6c8af14ba52f1a7@1280x720_0xLdH7eldb_7647971717132658154.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/f5/0d/71f50dace604a681e27d5d64996c940f/656x438_1_80060ec975238696696c8bf47c01513f@1280x854_0xStnxfV8e_2922554544348731746.jpg.webp)
От автомобиля, который напоминает броневик спереди и автозак сзади, ожидаешь неспешности, но на самом деле «Бурлак» разгоняется до 60–65 км/час. Поскольку сидишь высоко, будто на крыше другой машины, субъективная скорость умножается на полтора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/62/c5/ab62c5d8091d25b76e8ee95d5ecdb13b/656x438_1_81b2f4efc75442feab780cb7ed2bf6c2@1280x854_0xwkjSIVoj_9480335217328889212.jpg.webp)
При штурме болот его то и дело кренит, когда один из бортов проваливается в трясину. Болото маячит в метре от боковых окон и развёрнуто почти анфас.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/39/57/a8/3957a8c85f0082d970bb4209829f712e/656x438_1_ad816e59155604208854dc8a745fb7c1@1280x854_0x0HX4uRZP_7257154015171645108.jpg.webp)
— На льду так и бывает: если машина проваливается, то неравномерно, — философски замечает создатель «Бурлака» Алексей Макаров, выворачивая руль, блокируя все три межколёсных дифференциала и поддавая дизельной тяги.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/8e/ce/3d8eceeb35dfd2c1a61dbaa980a3a5de/656x438_1_dddace42fc4291c32d36f1ab862fcd97@1280x854_0xbVfiIezG_4962692540447293255.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/df/f5/5f/dff55f9646a55bd12df765064a7ecfa1/656x438_1_7d66f185bdc078f8d801d0571232471b@1280x854_0xpz3SH4g7_0608107243544695621.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/6d/ed/786ded6719e5d728c0b68edf57da8d82/656x438_1_82fa1863e94eb8d106a5f8cd9582bff2@1280x854_0xXvJyGsFF_3104998248842447381.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/a7/7a/f3a77ad5abd5e278fecf6abcf5256939/656x438_1_5121a8a45d1c28b4de0818d9c6706fe0@1280x854_0xL6PxRAhh_8232582154387901539.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/58/f2/a858f2c3d02887ce53878c7912361f60/656x438_1_33e0f7c765883aad24c3ef5a7a9766f1@1280x854_0xQEK7Ywfu_4157710815832812179.jpg.webp)
«Бурлак» выползает из ловушек без посторонней помощи, хотя если мыслить «легковым умом», то каждый такой крен провоцирует желание бежать за трактором. Впрочем, далеко не убежишь — кругом болото.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/9c/5b/b39c5b1f899abb1a0dfc4fa6b33c96c3/656x438_1_c41d1f0bb9b645d8d280386af3b67ed8@1280x854_0x1KalLM12_9421221616632130657.jpg.webp)
Каждое колесо «Бурлака» имеет водоизмещение порядка 1200 кг, то есть способно удержать на воде «Жигули». Поэтому шестиколёсный «Бурлак» сохраняет плавучесть даже в гружёном состоянии, взяв на борт дюжину человек и две тонны груза.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/48/95/8948950e983f4dfac469892233d6b29f/656x438_1_2ece7ec85b19612c02d53ba358f7b2b1@1280x854_0xwfwKDncT_0014768029432717691.jpg.webp)
Его можно оснастить гребным винтом, но наша машина лопатит воду колёсами — для небольших переправ этого достаточно. На плаву он тоже то и дело кренится.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/da/05/4bda05f070b9a5c4a50bd634e1c8454b/656x438_1_275ee2a4b7d008e4d6b44e7e180b07c4@1280x854_0xovMT2Owl_6990484574759854738.jpg.webp)
Пока мы пересекаем водоём, инженеры вспоминают первый «Бурлак» (тот был устойчив, как танкер) и рассуждают о плюсах и минусах разных компоновок. Например, «Бурлак» на фотографиях переднемоторный — так он увереннее идёт по снегу и хорошо управляется. Но заднемоторные версии лучше плавают и легче взбираются на край льдины или крутой берег.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/99/8c/d0998cb2480b911176c143b7ad8bcc63/656x369_1_e0703beceac2756b6b39a7002b9d9ed3@1280x720_0x0EMpWTwi_5195725471985526133.jpg.webp)
В окрестностях больших городов сложно найти вызов для автомобиля, внутри колёс которого можно проводить экскурсии. Поэтому настоящие испытания «Бурлаков» проводятся вдали от спальных районов, например в снегах Полярного Урала и дрейфующих льдах Карского моря.
Изначально строительством вездеходов Алексей Макаров занимался из личного интереса, и первенцем был «фамильный» автомобиль «Макар» в многочисленных вариациях. «Бурлак» заметно крупнее и с начала 2018 года выпускается мелкосерийно на предприятии, которое Алексей создал в Екатеринбурге. Но есть у проекта и другая подоплёка: Макаров и его команда мечтают добраться на «Бурлаке» до Северного полюса.
— Сначала надо вот это дело на рельсы поставить, а потом и о Северном полюсе можно думать, — говорит Алексей, имея в виду серийную сборку.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/4a/71/8b4a71dcfe09e2bfb76b684e442fb9bd/656x438_1_42b6994b20776b2c00e934f02cd3befa@1280x854_0xEzjc7kx7_7580658203607623555.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/f1/d4/52f1d4c2d9062801cb821ba04e3c85b7/656x438_1_90829ae8a1a068f1d39d1b6b24fa5a86@1280x854_0x01PocOoQ_2852401618119945140.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/d8/cc/6dd8cc99a934db9ee91f6f3eb441efa6/656x438_1_1039b02e06e1c5f4e605568cea86582c@1280x854_0xoUNmTYzC_5872783658834725484.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/20/e7/1a20e7ac501d6d9ed74bec1a7e1cda6b/656x438_1_c4aef3f2ff6943edb6d5520f64998896@1280x854_0xGn4kKXao_8894996061043915870.jpg.webp)
В основе «Бурлака» пространственная рама из стальных профилей, обшитая алюминиевыми панелями — для снижения массы. Но всё равно набегает под 400 кг одних только листов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/37/c8/de/37c8dec522e3d27a39263ec68613b7f6/656x438_1_a6f9bccccb84095502c3c0f705030d2f@1280x854_0xafl05xTY_1040081281334990848.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/4d/be/e04dbe8f8a125de7c894aee64d295b70/656x438_1_2e1c488aa9e9584cb46b076c6a5920d0@1280x854_0xeYIf7Xp2_8555843317138350991.jpg.webp)
По размерам «Бурлак» крупнее всего, что встречается на обычных дорогах. При длине 7,5 метра он в полтора раза больше какой-нибудь Audi Q7, высок (3,2 метра) и очень широк (2,8 метра), что исключает езду по дорогам общего пользования.
— В тундре габариты значения не имеют, — объясняет Алексей Макаров. — Для транспортировки он частично разбирается и помещается в стандартную фуру, а когда приехали на место, уже без разницы. На базе стандартной машины шириной 2,55 метра болотоход не создашь — как минимум такие широкие шины требуют пространства для поворота, плюс мы хотели обеспечить место для комфортной жизни экипажа: они, бывает, в пурге неделями вахтуют.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/44/db/0a44db8b20a56806826ff93927863b1c/656x438_1_b1b5ef7b530a853d8453ea36ddc1e858@1280x854_0xa8YPmAYz_1649215210363885870.jpg.webp)
Кстати, в этих рассуждениях о ширине есть отсыл к попыткам оборонщиков создать арктические вездеходы на базе «Уралов» и КАМАЗов: по мнению Алексея, их конструкция изначально не подходит для техники, которой нужно выдерживать водные процедуры в мороз –45 градусов. В том числе из-за невозможности полностью изолировать днище и поставить «нормальные» колёса.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/04/2c/3f042cfed600f8545847449a3ce6fb1d/656x438_1_09767e55508c69656d596c3ace8ae5bf@1280x854_0xXiKMHYjU_3615154627651126607.jpg.webp)
Самая впечатляющая часть «Бурлака» — его колеса и всё, что с ними связано. Например, просвет в 70+ см позволяет пройти под ним на корточках. Давление в шинах регулируется централизованно, причём подкачка идет от турбокомпрессора дизеля Cummins.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/37/b1/f7/37b1f7152770186e1f9ebeedacf2a6f0/656x438_1_19d11036aa6a51a5818cd7475f278f2a@1280x854_0xCpfQRmAw_1738873480783972316.jpg.webp)
Например, при штурме этого косогора давление в колёсах уменьшили примерно до 0,15 атмосфер, что близко к давлению, которое оказывают на грунт гусеничные машины. Для езды по рельефу с сильным боковым уклоном (траверсом) есть клапаны, блокирующие переток воздуха из нагруженной шины в «расслабленную».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/09/b9/3f/09b93fe8b757e754c4fd2934df8d93e1/656x438_1_9648660999ce52b65fb703eb716b599d@1280x854_0x66ID51jQ_5253572654021557858.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/df/b2/da/dfb2da07d895b32cf2282968f88527c4/656x438_1_ff7f7dfe60d9ea4822e133642ebfbb9b@1280x854_0xxE6B7rV6_2717111488123972213.jpg.webp)
Шины «Бурлака» лишены мощных грунтозацепов, но Алексей считает, что для подобных машин от зубастой резины проку мало: шина становится тяжелее, теряется эластичность, портится поверхностный слой тундры. А в тундре за это могут спросить: если не олени, то экологи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/f8/a9/e5f8a9a6393035600bd982d3c2a13e81/656x438_1_eb0f04f1a3de6bbb9c46528c14b81dd9@1280x854_0xEX3ri5tP_5795089509982101980.jpg.webp)
Подвески всех колёс независимые на поперечных рычагах с мощными пружинами и двойными амортизаторами. За ходом не гнались: на сильных уклонах «долговязость» подвески лишь дестабилизирует машину.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/9a/ff/b29aff948bdec677b98c3503d467f568/656x438_1_3c4624093d0f938787063c5e972af0f0@1280x854_0x6qcuiQic_2826431896326350001.jpg.webp)
Вся агрегатная часть «Бурлака» спрятана внутри лодки, что необходимо для защиты в том числе от наледи, борьба с которой в северных широтах обретает накал, знакомый тем, кто отскребал лёд с решеток советских холодильников.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/3e/d7/243ed7d0a7779891ac70228c3b7a62b2/656x438_1_3c2d5d751de3b08047e200ede7612d2f@1280x854_0xxCn1rQOz_0879088285905562742.jpg.webp)
Трансмиссия полноприводная: задние четыре колеса гребут постоянно, «передок» можно включить принудительно, получив схему 6х6. Понижайка с двукратным усилением момента активируется пневмоприводом. Сама раздатка заимствована от ГАЗ-66, но в оригинальном корпусе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/f4/ee/d8f4ee7f776ed3858fea299217e82689/656x438_1_c7a884793dbbaf282a5978813bae7e9d@1280x854_0xmeM7es08_6653097457051022382.jpg.webp)
Дифференциалы имеют электропривод блокировок, но включаются они лишь кратковременно в тяжёлых условиях, потому что при «жёсткой» схеме чудовищный крутящий момент может буквально порвать ходовую часть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/11/d3/e811d3263c17e58968c4131f31dd493a/656x438_1_bdcae7878702f1a0bf79d8a7a5d41e2a@1280x854_0xbR3lUxXS_2924121110026210471.jpg.webp)
А момент столь высок благодаря не только понижающей передаче, но и колёсным редукторам собственного производства с передаточным отношением 3,8. Они же избавляют саму трансмиссию от лишних нагрузок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/38/10/7e3810a723eabbfa8ae0fb035a15afd0/656x438_1_ed6f828d159cbbc5071b9e7d28233c19@1280x854_0xgOhC2aGe_6705950042243703294.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/74/98/71749851a9a6876f0e66876203bc65dc/656x438_1_62abca3cbe6dcb7e289a1a4266beae77@1280x854_0xM5JWFiGk_4111842493667796306.jpg.webp)
Силовой агрегат «Бурлака» заимствован от «Газели Next»: это турбодизель Cummins (форсированный до 150 л.с.) и пятиступенчатая усиленная под него коробка передач. Мотор утопили в коротком передке «Бурлака», чтобы обеспечить минимальную высоту центра тяжести.
Интересно, что рулевое управление у него не механическое, а гидравлическое — эта схема частенько используется на внедорожной технике.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/76/8b/fb768bed0068b1cdd9738604d238427d/656x438_1_280e70e28e55726c01e7f49b89a74037@1280x854_0x5juihMnW_4176884758205118654.jpg.webp)
Но душу путешественника бередят не только болотные сапоги «Бурлака», но и его жилой отсек, который условно делится на четыре части и позволяет жить в нём с достаточным комфортом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/30/e6/fa30e68ff231a97898823d88320c867e/656x403_1_ca68c65f1fd8583a85e3cf3e984bb6ae@1034x635_0x0zOHpsn1_3800762521665176869.jpg.webp)
В передней заседают водитель со штурманом, позади них кухня, за ней самый большой отсек, который трансформируется в спальню, а в хвосте есть ещё «предбанник», который по заказу превращается в баню (душевую).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/3a/b4/e63ab4a9185a482630cf88653896f790/656x438_1_e190919a3f2e9dcd20afb677aac571bb@1280x854_0xs9rLbFYA_4274218569988285691.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/ee/34/84ee34d7e17d7b6e7bbb1801fbca777f/656x438_1_9589361de468296658a48541b64f3163@1280x854_0xXBawq9jP_7087455210754224368.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/2b/36/0f2b36639062437446d342da69074b50/656x438_1_5c7b003d88ba66ff89992c0e386da5be@1280x854_0xi0CIE6t0_9956175808893881469.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/54/a5/7b/54a57b1fe0a8b72e0e4be37b7033b98a/656x438_1_50f0abb703daf94a921ce1464a1b5234@1280x854_0xHeDO9umW_3336918794403158132.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/7d/76/ce7d768c9fb7cdf5890db167ab6980d5/656x438_1_2b3c615ee6832cf5408e395f3fa2a9a8@1280x854_0xbp1Hm60m_4834271680203775859.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/77/50/a97750537dcb397ef13f4b7fb60c65cc/656x438_1_0092b4351e0671b0efad34fea497917b@1280x854_0xOjr9qQyj_6486088145313806418.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/2c/32/6c2c32f826e6db40212ca70f640fa54e/656x438_1_fdb0d54983868e63cedf9e428ff01da0@1280x854_0x0COnEelR_9785296132337579902.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/17/75/42/177542439eebc653b34d2e1c87bbe658/656x438_1_42ccab4eab61ab3d8d9d9c57a7e55cd3@1280x854_0x36j7qSCj_2654244104320336392.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/31/03/be/3103be278502a94cb3d9c65183466898/656x438_1_d2ebfe4a55e3eee9eb863524eeb88dce@1280x854_0xTNTkTj8u_0249968556751425583.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/da/8b/3ada8b12da7b979dd2643e04ac52f03c/656x438_1_d85ff0155373ec7602aea5adbe214ed1@1280x854_0xkwKlt2e2_0486543949272582132.jpg.webp)
Впрочем, компоновка и оснащенность салона могут меняться в зависимости от задач, но для арктических версий утепление изолоном, отопитель салона, предпусковой подогреватель (топливный и электрический), а также конвертор на 220 вольт являются обязательной программой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/fe/2a/3bfe2a0e7ead0b92024b9350381f0b40/656x438_1_a8384844ed00aeaa99d172d10bbc385f@1280x854_0xRNhmNcWh_7824589781307259901.jpg.webp)
И когда едешь на такой машине, невозможно избавиться от навязчивой мечты о путешествии в режиме «безлимит», для которого она и создана. Забраться бы куда-нибудь, где тебя не найдут заказчики и критики...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/28/ba/c128baa43fed25298d9852e5f0cc5cd7/656x438_1_52aaaf64b8cb7a8186cd5f1f7c818d21@1280x854_0xEr7deXuB_2889929123733858234.jpg.webp)
Но это не будет лёгкой прогулкой. «Бурлак» требует убитых дорог или их отсутствия, а по такой местности невозможно ехать расслабленно. В салоне царит почти морская качка, сидушки едва держат тело и просят многоточечных ремней, а крены с дифферентами искушают вестибулярный аппарат.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/23/77/642377da8274d7d65b9115b498089d7c/656x438_1_99f96583a8d4f86a55cefbc105a66240@1280x854_0xsP7IVkMd_9452621761104339159.jpg.webp)
Но главное, он всё-таки едет, а если не едет — плывёт или занимается чем-то средним, взбивая вязкую прибрежную грязь. Через полчаса в кабине «Бурлака» у тебя развивается синдром Гулливера — это когда ты веришь, что любое препятствие можно перешагнуть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/38/00/3238009b04705d633a09708db04ace8d/656x438_1_2dcab1f20456fc43dd235e648a3d224f@1280x854_0x68ocMVez_3958426497395687879.jpg.webp)
Правда, для частных лиц «Бурлак» всё же дороговат: без «эксклюзивных» допов он стоит около 8,5 миллиона рублей, поэтому основные покупатели — богатые северные предприятия. Первые серийные «Бурлаки» отправились на Чукотку возить продовольствие, грузы и людей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/f9/49/0df9491160335977d72cde117c628ffc/656x438_1_0fc10046c1343625c392e0e4c8288358@1280x854_0xwPMBPFVW_7575497966300974494.jpg.webp)
Напоследок интересуемся у Алексея, проявляет ли интерес к его детищу государство, для которого освоение Арктики стало стратегической задачей.
— Никто к нам пока не обращался, — отвечает он хмуро.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/1c/d3/631cd38c9d35ad3747fa3b324840ecf3/656x438_1_ebec0dd8fb4f038402adf3d66ca0a493@1280x854_0x2HSd0yRk_8723777461970635201.jpg.webp)
И становится даже странно. Судить о предельных возможностях «Бурлака» и его пригодности к несению службы нам сложно — это тема для экспертов. Но он является результатом инженерной эволюции, в которой выживает сильнейший. И как минимум выглядит соблазнительной идея устроить ему очную ставку с другими образцами арктической техники и без предвзятости сравнить их возможности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/65/74/bc/6574bc25c28bd3df6887d8125a2b49c6/656x438_1_324d2bd8e1cb45654836380c0f8bf864@1280x854_0xWDylVqdo_3658775248467693727.jpg.webp)
А вообще смысл таких автомобилей в России становится особенно понятен, когда глядишь на так называемую «карту дичи» — она показывает оставшиеся на планете глухие уголки, львиная доля которых принадлежит лишь пяти странам. И наибольшие запасы — как раз у России.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/da/8f/44/da8f44b4c92e29cee49e7a6cf25b652d/656x438_1_142cf38365db647c6fc9c1995d9a1434@1280x854_0xA8jH33Fu_4065856059363563162.jpg.webp)