Разорванный на части самолёт, 178 погибших и десятки пожарных, которые тушат пламя, — несколько лет назад на территории омского аэропорта произошла одна из крупнейших авиакатастроф.
11 октября 1984 года в Омске Ту-154 столкнулся с наземной техникой и сгорел. В годовщину трагедии NGS55.RU вспоминает материалы засекреченного некогда дела, о котором наш корреспондент рассказывал годом ранее. Тогда он отправился в Омский областной суд, где ему показали 12 объемных папок. Тысячи страниц со страшными снимками, стенограммами последних записей, объяснительных, раскаяний и протоколов, рассказанных холодным официальным языком, но от этого не менее ужасающих. Отрывки из уголовного дела, которое завели после самой крупной авиакатастрофы в России, — в фоторепортаже НГС.ОМСК.
Трагедия, которая унесла 178 жизней, произошла из-за целого ряда ошибок и вольностей сотрудников аэропорта. Начальник не пришёл на работу, диспетчер старта перед приземлением самолёта дремал в кресле, рабочие, обслуживающие наземную технику, выехали сушить полосу без разрешения. Кроме того, сушильные машины с реактивными двигателями, приделанными к КраАЗу и «Уралу», так называемые «Горынычи», ездили по взлётной полосе без включённых проблесковых огней. Эти самые «мигалки» позже нашли в десятках метров от самих автомобилей — их откинуло туда во время взрыва.
Началось всё с того, что 11 октября 1984 года борт Ту-154б № 85242 со 170 пассажирами и экипажем летел из Краснодара в Новосибирск. Посреди ночи он должен был совершить посадку в Омске. Она оказалась последней. Когда самолёт коснулся полотна своими шасси, неподалёку всё ещё работали сушильные машины. С ними ехал УАЗ с контрольной аппаратурой. Столкновение было неизбежным.
Самолёт начал уходить в сторону, но не успел. Удар пришёлся в боковую часть судна. Поскольку на «Урале» и КрАЗе были тонны горючего, оно тут же загорелось. Пламя хлынуло в салон самолёта, сжигая заживо всех пассажиров. Судно развалилось на несколько частей. Передняя половина к тому же перевернулась. Закрытая кабина пилотов спасла последним жизнь.
Последние записи одного из бортовых самописцев, или «чёрных ящиков», зафиксировали разговор между капитаном самолёта и вторым пилотом. Сначала они включили фары, но на подлёте выключили, поскольку из-за дождя они давали ослепляющие блики. Снова включили их уже на самой посадке. Именно когда самолёт на огромной скорости мчался к полосе, выпустив шасси, капитан заметил, что на полосе что-то отсвечивает.
— Что тут такое? — спросил капитан и через три секунды, не получив ответа, повторил: — Что такое?
— Машина! — крикнул в тот же момент второй пилот. — Вправо! Вправо!
После этого был грохот и шум, но самописец продолжал записывать...
После нескольких секунд грохота на самописце вновь можно разобрать слова.
— (На фоне шума.) Спокойно.
— Так, связь есть, — произнес капитан. — Так, дверь там открыть.
— Не открывается дверь, — ответил бортинженер, но на фоне шума капитан его не услышал.
— Что такое?!
— Дверь не открывается!
— А?
— Дверь не открывается!
Начались возня, стук и шум. Среди них уже непонятные обрывки фраз: «Вылез, Петрович? Вылазь!.. Что ты волнуешься?.. А как открывать? Чем будешь?.. А там хоть пиджак!.. Открывай!..». В итоге экипаж выбрался через разбитое ветровое стекло.
В это время сотрудники аэропорта начали обрывать телефоны — они вызывали пожарных, фиксировали погоду. Даже от напечатанных на бумаге стенограмм записей разговоров веет паникой.
— Андрей (Бородаенко, диспетчер старта. — Прим. ред.), он уже развалился, да?
— Здесь огонь и дым. Ничего не видать отсюда.
— Вон уже хвост поднялся. Значит, всё. Все сгорели пассажиры.
— Ужас. Это просто...
Первыми на место прибыли пожарные аэропорта и увидели ужасающую картину. Обломки самолёта, багаж, останки людей — всё было раскидано по полосе и горело. Тушить пламя приехали десятки пожарных бригад со всего города. Обгоревшие тела складывали в ряды.
Несколько страниц дела посвящены слову «...бодно», которое невнятно произнес диспетчер старта диспетчерам круга и посадки незадолго до крушения. Они два раза спросили у него: «Андрей, полоса?», на что он сонным голосом ответил: «...бодно». Последние поняли это как «полоса свободна», хотя на тот момент там работала наземная техника. По словам остальных сотрудников аэропорта, именно поэтому Ту-154 «дали добро» на посадку. Позже на допросе Андрей Бородаенко признался, что заснул на рабочем месте и этого разговора вообще не помнит.
Из допроса Андрея Бородаенко следователем:
— Почему ты спал?
— Восьмого [октября] после ночи сдавал повторно кардиограмму, потом поехал домой. Девятого прошёл на МВЛ (местные воздушные линии. — Прим. ред.), выпили вдвоём бутылку «Славянки». Получил зарплату. Зашли и выпили по 100 граммов. В начале шестого часа вечера приехал домой. Десятого работал по хозяйству. Перед заступлением на дежурство спал с четырёх до шести часов вечера. Затем ходил за ребёнком в детсад. В 22 часа прошёл медосмотр. Чувствовал себя нормально.
<...>
— Кому вы доложили, что полоса свободна?
— Этой связи я не помню.
— Бывали у вас случаи, что вы спали на работе?
— Были случаи. Дремал.
<...>
— Видели ли заходящий на посадку самолёт?
— Да, видел. Слева. Посадочные огни самолёта были включены.
Почти целый том заняли протоколы осмотра тел. Каждый пожарный, который работал на месте, также писал объяснительную, почему он действовал именно так, а не иначе. Показания очевидцев ужасают — пожарные тушили горящих людей.
Бортпроводники, пассажиры, включая 24 детей, погибли почти сразу. Нескольких людей с сильными ожогами доставили в больницу, но они всё равно умерли. Каким-то чудом спасся лишь один пассажир — мужчина. Позже корреспонденты ТАСС узнали, что он лишился ноги и наотрез отказался вспоминать этот день.
Жертвами авиакатастрофы стали не только пассажиры с бортпроводниками, но и сотрудники наземной службы. Они буквально находились в эпицентре адского пламени и не успели покинуть кабины машин.
Контролёрам в УАЗе, которые замеряли влажность полосы, повезло не больше. Они погибли от удара.
В результате погибли 178 человек: 174 из них были на борту, ещё четверо работали в наземной службе. Диспетчер старта полностью признал вину и даже не просил снисхождения. Омский областной суд признал виновными четырёх человек. Диспетчеру старта Андрею Бородаенко и начальнику авиаотряда Борису Ишалову, который опоздал на работу и не провёл инструктаж с сотрудниками, дали по 15 лет колонии. Диспетчера посадки Василия Огородникова приговорили к 13 годам колонии, а начальника службы спецавтотранспорта Михаила Токарева, который без разрешения распорядился сушить полосу, — к 12 годам колонии.