Под впечатлением. Русский импрессионизм
Расписание сеансов
По выбранным параметрам сеансов не найдено
О выставке
График работы выставки: вт–вс 10:00–19:00 (касса до 18:00), пн — выходной Выставка продлится до 28.07.24 Свыше 100 произведений живописи, графики, скульптуры и редкой книги из собраний четырех региональных музеев Омска, Тюмени, Екатеринбурга, Перми. В экспозиции представлены работы прославленных русских мастеров: Валентина Серова, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Константина Юона, Аркадия Рылова, Игоря Грабаря, Станислава Жуковского, Сергея Виноградова, Аполлинария Васнецова, Петра Петровичева, Юрия Пименова и других. Центральные экспонаты выставки — полотна выдающихся живописцев, членов Союза русских художников Абрама Архипова «Баба» (1910-е) и Филиппа Малявина «Девка» (1900-е). Оба произведения — жемчужины Пермской государственной художественной галереи, которые покидают ее стены лишь в исключительных случаях. Работа Архипова «Баба» относится к серии «красных крестьянок», прославивших художника. В ней автор демонстрирует всю мощь русского характера, решая национальную тему при помощи живописных приемов французского импрессионизма. «Девка» кисти Филиппа Малявина отсылает к непокорным и стихийным народным образам. «Натиск и восторг», — так характеризовал его работы Михаил Врубель. Малявинские женщины, «словно сказочные героини старорусских былин, из хаоса восставшие дочери Микулы Селяниновича», — писали восхищенные критики. В своих работах художник вышел далеко за пределы импрессионизма, придав персонажам острую экспрессию. Полыхающие краски раскрывали завороженность живописца радостной и одновременно тревожной силой народа, проявившей свою мощь во время революции 1905 года. Многих участников Союза называют русскими импрессионистами. Удивительным образом им удалось совместить в своем творчестве традиции отечественной реалистической живописи (наличие идеи, социальную ориентированность, психологизм), заложенные передвижниками, с новым для своего времени импрессионистическим художественным методом. У французов русские мастера переняли свободную живописность, легкость мазка, наслаждение цветом, световыми эффектами. Союзовцы, как говорил Валентин Серов, хотели писать картины «отрадного». Даже потрясения начала XX века — войны и революции — не смогли омрачить их мировосприятие. Запечатленные на полотнах роскошные цветы, утонченные дамы, освещенные солнцем уголки природы и сегодня дарят радость. Одной из центральных фигур Союза по праву считается Константин Коровин, «отец русского импрессионизма». Его «Мостик» (Конец 1880-х. ТМПО), «Ночной этюд» (1911) и «Весна» (1917. Обе — ЕМИИ), представленные на выставке, охватывают почти все периоды его творческой жизни и отличаются неповторимым колоритом и мастерской передачей эффектов освещения в разное время суток. Главными темами союзовцев были изображения русской деревни и провинциальных городков. В их числе написанные с натуры лиричные пейзажи Леонарда Туржанского (Морозный вечер. 1917. ЕМИИ), Аркадия Рылова (Осинник. Около 1913; Берег Камы. 1910-е. Обе — ООМИИ; Берег. Яхты. 1918. ТМПО), Игоря Грабаря (Улица Москвы. Тверская. 1900-е (?). ООМИИ). Особенно колоритны работы Бориса Кустодиева (Кошка на окне. 1906. ПГХГ; Провинция. 1910. ЕМИИ) и Константина Юона (На водопое. 1917. ЕМИИ). Увлеченность русской стариной мы видим в произведениях Аполлинария Васнецова (Церковь Сергия на Лужках во Пскове. 1908; Торг в древнем Новгороде. 1908–1909. Обе — ПГХГ). Старинные дворянские усадьбы вызывали интерес Станислава Жуковского (На террасе. 1904. ООМИИ; Весна. 1900–1920. ЕМИИ). На выставке представлены две картины Петра Петровичева из собрания Пермской галереи, посвященные усадьбе Кусково, — «Дворец Кусково» 1913 года и «Интерьер музея Кусково» 1928 года (статус музея усадьба получила в 1918 году). Благодаря подобным произведениям и работе художника в Комиссии по охране памятников искусства и старины после революции удалось сохранить от разрушения многие архитектурные памятники. Один из интереснейших экспонатов — «Азбука в картинах» Александра Бенуа (первый тираж 1904 года) из собрания Музея имени М. А. Врубеля. Эту книгу Бенуа создал для своего сына, «карапуза Коленьки», будущего театрального художника Николая Александровича Бенуа, которому на тот момент исполнилось два года. Изысканная графика до сих пор является непревзойденным примером книжной иллюстрации. Последняя выставка Союза русских художников состоялась в 1923 году, однако и в советское время импрессионистические приемы продолжали жить в творчестве последователей и учеников именитых мастеров: Юрия Пименова (Балетная пачка. 1972. ПГХГ; Портрет Н. К. Пименовой. 1974. ПГХГ), Валентины Диффинэ-Кристи (В лагере. Кусково. 1976), Николая Ромадина (Лоцманский остров на Белом море. 1966–1972. ООМИИ) и других художников.