Иконопись XVI–XXI веков
Расписание сеансов
О выставке
График работы: вт–вс 10:00–19:00, пн — выходной В обновленном зале можно познакомиться с произведениями различных региональных школ: московской, новгородской, сибирской, уральской, палехской ... и это далеко не полный список. Такая широкая география отражена в оригинальных решениях образов. Например, иконы, написанные в Невьянске на Урале, сочетают обилие золота, богатство деталей и миниатюрное письмо, что делало их по-настоящему драгоценными. В экспозиции представлена такая икона — Воскресение Христово/Сошествие во ад (конец XIX в.). Размещена она так, чтобы можно было рассмотреть каждую деталь. Так же впервые за долгое время в специально изготовленных киотах экспонируются крупноформатные иконы Богородицы — Казанская и уникальная Скоропослушница афонского письма. Многие образы Богоматери и святых издревле пользуются большой любовью и почитаются как небесные заступники. В экспозиции представлены легендарная покровительница Сибири икона Абалакская Знамение, защитница русских земель Владимирская (создана в Оружейной палате Московского кремля), и занимающая особое место в собрании музея Богоматерь Тихвинская, в свое время принадлежавшая выдающемуся омскому ученому-картографу, геодезисту, профессору Омского автодорожного института Фиалкову. Икона сопровождала ученого на фронтах Великой Отечественной войны и, по его признанию, хранила его. Иконы Богоматери Владимирской и Тихвинской относятся к ранним в собрании музея и датируются концом XVI–XVII в. С походами военными и мирными связан еще один экспонат — Царские врата походной церкви, написанные новгородскими мастерами в XVII в. Они представляют собой уменьшенный вариант канонических царских врат православного храма, для того, чтобы в суровых полевых условиях отправлять богослужения. Еще одна особенность экспозиции музея — экспонирование не только канонических образов, но и «запрещенных», например, изводы новозаветной Троицы, на которых изображен Бог-Отец с младенцем Христом на руках, держащим голубя — символ Святого Духа. Такие иконы писали сибирские мастера-бунтари, невзирая на запреты церковных иерархов. Так же в зале можно увидеть иконы, созданные омским мастером Геннадием Адаевым в XXI веке, на них — новые святые: новомученники и исповедники Омские, царственные страстотерпцы, и особенно любимый посетителями образ Богородицы Ахтырской-Ачаирской. Кроме насыщенных уникальными иконами витрин, в зале можно увидеть инсталляцию, которая знакомит с процессом создания иконописного произведения от производства краски до нанесения на готовый образ тончайшего сусального золота.