Город Советский модернизм по-омски Советский модернизм по-омски: как проектировали и строили Левобережный рынок

Советский модернизм по-омски: как проектировали и строили Левобережный рынок

Его строительство обошлось в два раза дешевле, чем возведение такого же рынка в Новосибирске

Омский Левобережный рынок был построен по новым нормативам, которые придумали в Грузинской ССР

В 70-е годы прошлого столетия, на волне бурного промышленного роста, в Омске принялись застраивать левый берег. Среди березняка, чистого поля и вдоль старого Тюкалинского тракта начали расти первые многоэтажки. Параллельно обзаводился левый берег Иртыша и инфраструктурой: строились школы, поликлиники, магазины и детские сады. Школа № 11 стала одной из первых на левом берегу — в начале 70-х она переехала из старого помещения в Нефтяниках в новое просторное здание на улице Путилова. Пустыри осваивались ударными темпами — новые микрорайоны росли как на дрожжах.

Непосредственным участником тех событий стал выпускник факультета архитектуры новосибирского инженерно-строительного института Анатолий Лунин. После окончания вуза, в 1969 году, он приехал работать в Омск. Сначала устроился в областной отдел архитектуры, а затем пришел в отдел строительства и архитектуры Омского горисполкома. Одной из его первых масштабных работ стал проект интерьеров и улучшенной отделки омского цирка. Над этим проектом Анатолий Лунин работал в одной команде с архитектором Михаилом Отставным, а всем коллективом руководил Юрий Захаров — один из будущих авторов проекта библиотеки имени Пушкина. Когда началась застройка левого берега Иртыша, Анатолий Лунин уже в качестве сотрудника «Омскгражданпроекта» приступил к работе над детальной планировкой новых микрорайонов.

— Микрорайоны левого берега Иртыша нужно было разместить среди березовых колков. В лесу строить было особенно сложно. Но многие березы удавалось сохранить: порой буквально в паре метров от строящихся панельных домов. Процесс был очень сложный — с одной стороны, заместитель председателя горисполкома Образцов требовал, чтобы мы выполнили нормы по плотности застройки, с другой — чтобы сохранили как можно больше зеленых насаждений, — рассказывает Анатолий Лунин.

Вид из окна новостройки на левобережье. На месте этого пустыря будет построена гимназия № 150

Помимо традиционных школ и детских садов, для жителей левобережья решили построить еще и крытый рынок на 500 торговых мест. По словам Анатолия Лунина, идея принадлежала первому секретарю Омского обкома КПСС Сергею Манякину. Он решил по примеру Новосибирска построить в Омске большой крытый колхозный рынок для приезжающих с фермерскими продуктами из разных уголков региона. Место было выбрано неслучайно — совсем рядом с рынком почти одновременно планировалось возвести автовокзал. Таким образом позаботились о сельских жителях, чтобы им не приходилось везти скоропортящиеся продукты через весь город и они могли вставать за прилавок, едва выйдя из автобуса. Работу над проектом Левобережного рынка поручили Анатолию Лунину и его коллеге Юрию Зайченко.

Омичи стали изучать проект не так давно построенного новосибирского Центрального крытого рынка, над которым в соседнем городе работали сотрудники местного филиала «Гипроторга». Выяснилось, что стержнем строения служил парусный свод из бетонных скорлуп, которые, в свою очередь, отливались в специальной металлической оснастке. Омичам предложили купить такую металлическую оснастку для создания в ней подобных скорлуп, но запросили за нее огромные деньги. К тому же она была ржавой, хоть и использовалась новосибирцами всего лишь один раз. Тогда омские зодчие решили пойти своим путем.

— Мы начали искать нормативы для проектирования рынка, чтобы разместить в здании все необходимые вспомогательные службы, — рассказывает Анатолий Лунин. — Выяснилось, что там должна находиться санитарная служба, которая проверяет качество продуктов, дирекция, складские помещения для хранения продуктов и так далее. Мы обратились в Тбилисский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования, который как раз в тот период разработал новые нормативы для проектирования рынка. Тогда же экс-директор «Омскоблавтотранса» Иван Богатырев начал закупать в Узбекистане пространственные многостержневые структуры из труб, которые перекрывали пролет 30 на 30 метров и при этом держались на четырех опорах. С внешних сторон опоры закрывались самонесущими кирпичными стенами — это решение было очень удобным. Я решил попробовать объединить четыре такие структуры, а опоры забрать в стены. При этом часть структуры на шесть метров выступала за пределы здания. Таким образом мы перекрыли пространство 48 на 48 метров.

Так выглядел Левобережный рынок без пестрых вывесок

Тип конструкций, о которых говорит Анатолий Лунин, носил название «Кисловодск». Требовалось объединить как минимум четыре таких структуры. Решение нашлось благодаря сотрудникам омского предприятия «Сибстальконструкция». Они предложили смонтировать все четыре части модуля прямо на земле, а потом синхронно поднять конструкцию домкратами на необходимый уровень и поставить ее на колонны. Все остальные работы выполнял Трест № 4.

Предполагалось, что в цокольном этаже будут продаваться корнеплоды. На первом этаже разместили витрины для основных товаров — мясных и молочных продуктов, а на «антресольном» этаже продавались одежда и парфюмерия, чтобы сельские жители могли тут же потратить на нужные им товары деньги, заработанные с продажи продуктов. В здании также были предусмотрены лифты, чтобы продукты не приходилось тащить со склада по лестнице. Рядом с рынком возвели небольшое здание для вспомогательных служб, а построенное по типовому проекту общежитие стало гостиницей, в которой могли бы остановиться на ночь сельские жители. Часть лестниц на крытом рынке опустили в подвал, а со зданием вспомогательных служб его соединили

надземным переходом. Дело в том, что поблизости проходил огромный канализационный коллектор и копать на этом участке было нельзя.

Еще один городской пейзаж с видом на недавно построенный Левобережный рынок

Сергей Манякин поставил перед строителями условие, чтобы здание сдали в срок — 1 июня 1982 года. Однако когда Анатолий Лунин в статусе председателя государственной комиссии по приему объектов в эксплуатацию приехал на строящийся объект, вскрылось множество недоделок — строители не успевали.

— Я понял, что в таком виде рынок принимать нельзя. Полы были не доделаны, многие помещения — не отштукатурены. Все замерли: кто же об этом скажет Манякину? Это страшное дело — не уложиться в назначенный им срок. Я тогда еще не состоял в партии, и меня это не испугало. Говорю им: «Раз вы все боитесь — я скажу». Меня пригласили на бюро обкома. И когда встал вопрос о вводе рынка, я сказал, что пока этого сделать нельзя. Попросил дать строителям еще месяц. Манякин ругаться не стал — сроки перенесли на 1 июля. Месяц я гонял строителей, как козлят, и в итоге здание ввели в строй в июле. А самое главное, что строительство рынка обошлось нам в 1,4 миллиона рублей: в два раза дешевле, чем возведение новосибирского Центрального рынка, на который мы равнялись, — вспоминает Анатолий Лунин.

В 1985 году напротив нового Левобережного рынка открыли автовокзал. Его построили по индивидуальному проекту новосибирцев. Архитекторы постарались выдержать единый стиль, чтобы автовокзал не контрастировал с уже построенным рынком. С Советским и Первомайским районами автовокзал соединил мост 60-летия ВЛКСМ, который был построен семью годами ранее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства