Бизнес Спецоперация на Украине проблема На грани закрытия: почему омские кинотеатры сокращают количество залов и причем здесь санкции

На грани закрытия: почему омские кинотеатры сокращают количество залов и причем здесь санкции

По словам руководителей, отрасль сейчас в самом плачевном состоянии за всё время

Руководство как минимум двух омских кинотеатров готово свернуть бизнес

В начале 2020 года индустрия развлечений встала на паузу из-за коронавируса. Особенно сильно ковидные ограничения ударили по кинотеатрам: помимо срыва громких премьер, залы почти два года нельзя было наполнять зрителями дополна. Добили индустрию санкции, введенные из-за начала военной спецоперации на Украине: от показа своих фильмов на территории России отказались такие гиганты Голливуда, как Disney, Sony, Universal и Warner Bros. По этой причине российским прокатчикам даже пришлось доставать из чулана ленты Тарковского и Балабанова.

Удар оказался настолько сильным, что спустя два месяца Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) России объявила о возможном закрытии половины всех кинозалов страны. В связи с этим мы решили узнать у руководителей нескольких омских кинотеатров, как они адаптируются к нынешним условиям и какие из них готовятся к закрытию.

Директор кинотеатров «Слава» и «Первомайский» Дмитрий Савельев заявил, что оба его кинотеатра последние два года работают на грани рентабельности. По этой причине руководство рассматривает вопрос прекращения работы обеих площадок.

— Мы находимся на территории Российской Федерации, не в самом ведущем экономическом регионе, поэтому у нас ситуация ничем не отличается от той, что спрогнозировала АВК. Мы сейчас рассматриваем вариант закрытия одного из наших кинотеатров. Если ситуация кардинально не изменится, а я говорю про какие-то дотации либо помощь со стороны региональных или государственных властей, под закрытие может попасть и второй, — рассказал Дмитрий Савельев.


Принимать решение по кинотеатрам будут в зависимости от показателей их окупаемости и возможной поддержки со стороны властей. Ранее Дмитрий Савельев рассказывал NGS55.RU, что в марте 2022 года выручка была в половину меньше той, что бизнес приносил в этот же месяц в 2019-м.

Владельцы не готовы повышать цены на билеты. При снижении цены падает окупаемость, при повышении — теряется поток зрителей

— Мы понимаем, что Голливуд не вернется в ближайшее время. Соответственно, нам должны либо предоставить качественный контент, либо протянуть руку помощи. Качественного контента не видно, — отмечает директор кинотеатра. — Сейчас наступает еще летний период, когда расписание составляется заранее и всё было рассчитано под Голливуд, а его нет, и мы не можем ничем заменить. Да, есть корейское, индийское, фестивальное и авторское кино. Но с тем же индийским нужно работать, не бывает чудес — поставил и народ пошел. Не бывает чудес, что мы выживем на ретроспективах наших популярных картин. Основа бизнеса — хороший голливудский блокбастер, которого сейчас нет. Поэтому отрасль находится в самом плачевном состоянии за всё время существования.

Огромные потери отмечает и директор киноцентра «Вавилон» Борис Собко. По его словам, до пандемии в будний день приходило порядка 1200 человек, сейчас заполняемость залов в «Вавилоне» составляет около 200 посетителей. В выходные ситуация схожая: 2200 зрителей тогда и 400 сейчас.

— Вот у меня сейчас из восьми залов работают шесть. Два зала законсервированы — стоят на запчасти. <...> При условиях действующего репертуара нет смысла в восьми залах крутить. Больше скажу, стоит вопрос, особенно на лето, когда станет тепло, что и шести залов будет много, — говорит он.

Проблемы возникли и с импортным оборудованием. Все эти годы кинотеатры закупали кинопроекционную и звуковую технику в Европе и Америке, а сейчас поставки приходится проводить через третьи страны вроде Казахстана. Соответственно, и стоимость аппаратуры стала значительно выше.

— Та же проекционная лампа, рассчитанная на 1,5 тысячи часов, раньше стоила 50 тысяч, потом — 120 тысяч. Сейчас, наверное, с курсом упала, — приводит цифры Борис Собко.

Владельцы кинотеатра «Вавилон» намерены переформатировать помещения под другие развлечения, чтобы удержать поток клиентов

Но сворачивать бизнес руководство кинотеатра не планирует. Вместо этого в планах есть вариант с переформатированием помещений: один из этажей могут выделить под детский развлекательный комплекс. Есть и другие варианты привлечения клиентов в здание бывшего речного вокзала, но о них пока не рассказывают.

— Мое мнение: кинотеатры спасти можно, но должно быть госрегулирование — никуда мы от этого не денемся. Госрегулирование в съемках, где возникают режиссеры известные и малоизвестные, а не одни и те же, которые получили из этой кормушки [в прошлом]. Зная, что сейчас происходит, государство взяло бы на себя налоги, зарплату и, возможно, даже часть кредитов и поддержало кинотеатры в это сложное время. Сейчас без госрегулирования никак нельзя. Если такое предпринять, мы можем спасти кинотеатр, — рассказал Борис Собко и отметил, что штат сотрудников и ценовую политику в «Вавилоне» планируют оставить прежними.

Отдельно от остальных в сообществе владельцев кинотеатров сейчас стоит вопрос использования зарубежных фильмов без разрешения. Однако не все готовы пойти на эти меры ради выживания:

— Конечно, очень большой соблазн показывать пиратку. Это сейчас обсуждается на всех киношных сайтах профессиональных, где собственники кинотеатров говорят на эту тему. Мнения, конечно, разделились. С одной стороны мы понимаем, что не должны выходить за рамки правовой нормы, но с другой понимаем, что из правовой зоны вышли наши зарубежные коллеги.

Российские картины в прокате занимали лишь 20%

Репертуар кинотеатра до санкций состоял на 80% из зарубежных картин и лишь на 20% — из отечественных. Такие же показатели назвал и Константин Тарногурский, директор кинотеатра «Маяк» на Левом берегу, в котором сейчас ищут варианты использования пустых кинозалов. Из восьми помещений используют лишь шесть, со следующей недели их число сократится до пяти.

— Наш кинотеатр максимально компактный, и отдать площади кинотеатра под что-то другое можно, только если у нас будут театральные представления или какие-то концерты. Сейчас ищем варианты, ничего другого пока не придумали, — говорит руководитель залов в ТРК «Маяк МОЛЛ».

В сравнении с показателями на майских праздниках 2019 года в 2022-м в кинотеатре насчитали снижение посещаемости на 75%.

— Первое — залы у нас как раз закрыты из-за того, что мы экономим на времени работы ламп — чтобы их не жечь просто так. Второе — увольнения. Учитывая, что мы с 2020 года находимся в такой ситуации, где у кинотеатров посещаемость крайне низкая, штат сотрудников оптимизирован до минимума. У нас сотрудники, которые работают по восемь лет, и их просто так выгонять на улицу мы не готовы. Стараемся сохранять наших сотрудников, — рассказал директор кинотеатра.

Он также добавил, что хорошие картины в прокате есть. Проблема в том, что у них малые рекламные бюджеты — дать фильмам нужный охват кинотеатрам не под силу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства