Дороги и транспорт летопись Знаменитый красный вагон: какие трамваи ездили по улицам Омска

Знаменитый красный вагон: какие трамваи ездили по улицам Омска

Долгие годы основой трамвайного парка Омска были усть-катавские вагоны

Легендарный омский трамвай встречает новичка

В этом году омскому трамваю исполняется 85 лет. При этом точная дата дня рождения разнится — пробный запуск трамвая на первом маршруте состоялся 7 ноября 1936 года, а официальное открытие прошло 15 ноября. Мы традиционно решили не составлять обычную летопись развития и деградации трамвайного движения в нашем городе, а поговорить о каждой модели вагонов, которые работали на маршрутах и продолжают выходить на них до сих пор.

Моторные вагоны серии Х (и прицепные вагоны серии М)

Годы работы: 1936–1962

Первый маршрут: № 1 («Сад Куйбышева» — «Ж/д вокзал»)

Разговоры о создании трамвайной сети в Омске начались еще в конце XIX века. Тогда осуществить задуманное не удалось, но к идее трамваев возвращались неоднократно — и в самом начале XX века, и после революции 1917 года. Прошло еще очень много времени, прежде чем первый трамвай был наконец пущен в городе. Это произошло в ноябре 1936 года — к этому моменту была построена первая ветка путей и куплены 16 вагонов — 8 моторных и 8 прицепных (прицепные не могли двигаться самостоятельно и ездили в сцепках с моторными вагонами). Новые вагоны серии Х и серии М поставил в Омск Мытищинский моторостроительный завод. Интересно, что уже в следующем году завод избавят от производства трамваев — была слишком большая загрузка на создание пригородных электропоездов и вагонов метро для Москвы. В итоге всё трамвайное производство перенесут на Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова, который в будущем станет главным поставщиком трамваев в Омск.

Первые омские трамвайные вагоны

У ранних версий вагонов серий Х и М были продольные сиденья на 24 места (лавочки вдоль стен), а площадки отделялись от салона переборками с задвижными дверьми. А вот у вагонов, выпущенных после 1934 года, продольные сиденья заменили на одиночные поперечные (всего 16), а переборки с дверьми убрали, чтобы пассажиры могли быстрее заходить в салон и покидать его.

Первый трамвай в городе ходил от сада Куйбышева (нынешний кинотеатр «Маяковский») до ж/д вокзала. Пробный пуск состоялся 7 ноября, а обкатка длилась до 15 — соответственно, 15 ноября состоялось официальное открытие первой трамвайной ветки. Нормальная эксплуатация трамвая началась еще через полтора месяца — 1 января 1937 года.

На омских маршрутах вагоны Х и М работали до 1962 года, постепенно вытесняясь продукцией Усть-Катавского и Тушинского заводов — КТМ / КТП-1 и МТВ-82, о которых пойдет речь далее. Но усть-катавские трамваи появились в Омске только в 1952 году — за это время в городе появилось пять новых маршрутов. Трамваи начали ездить в городок Водников, парк на Богдана Хмельницкого (нынешний Парк 30-летия ВЛКСМ), сельхозинститут (сейчас ОмГАУ) и на 11-ю Ремесленную. Главной проблемой оставалось отсутствие депо — временные точки на Маркса и в городке Водников организовали в конце 40-х годов, и они представляли собой деревянные сараи на 2–4 вагона. Кроме того, после Великой Отечественной войны количество вагонов стало резко уменьшаться, а трамвайные пути — приходить в негодное состояние.

А в 1947 году трамвайное движение и вовсе разделилось на два берега Оми из-за того, что ледоходом снесло Трамвайный мост через реку. Один из маршрутов, проходящий по мосту, временно прекратил работу. Движение восстановилось только в 1954 году, после постройки Комсомольского моста.

КТМ-1 и КТП-1

Годы работы: 1952–1975

История встречи Омска и трамваев Усть-Катавского завода началась в 1952 году, когда в наш город привезли первые вагоны КТМ / КТП-1. Как видно по названию, работали они по тому же принципу, что и мытищинские: КТМ были моторными вагонами, а КТП — прицепными. Но, по сути, КТП представлял собой тот же КТМ, только без электродвигателей и кабины водителя. Его отличием от довоенных моделей был цельнометаллический несущий кузов, но вагоны были по-прежнему двухосными, не на тележках.

В салоне с одной стороны было установлено восемь двухместных деревянных сидений со спинками, а с другой — восемь одноместных. В некоторых вагонах была другая схема — 16 одноместных сидений. Отопление в вагонах отсутствовало, и это было главным недостатком — электропечь находилась только в кабине водителя. Кроме того, в салоне было плохое освещение, а звукоизоляция также оставляла желать лучшего.

Новенький трамвай выбирается из депо

Общее количество вагонов КТМ / КТП-1 за всё их время существования в Омске оценивалось в 100 штук (50 моторных и 50 прицепных). Они работали на маршрутах города до 1975 года, как и две следующие модели, о которых пойдет речь.

Так умирали вагоны КТМ

МТВ-82

Годы работы: 1955–1975

Спустя три года после поставки КТМ / КТП-1 из Москвы в Омск привезли 22 вагона МТБ-82 (после этого таких в наш город больше не привозили). Это первые вагоны в городе, которые работали на тележках. Салон был оборудован мягкими сиденьями диванного типа, и это было высоким уровнем комфорта по сравнению с деревянными скамейками в мытищинских вагонах и КТМ / КТП. Кроме того, под пассажирскими сиденьями в салоне находились электропечи — теперь в вагонах наконец-то было тепло. В итоге уже к 1959 году трамвайный парк Омска выглядел следующим образом:

  • 20 моторных вагонов серии Х;

  • 20 прицепных вагонов серии М;

  • 50 вагонов КТМ-1;

  • 50 вагонов КТП-1;

  • 22 вагона МТВ-82.

МТВ-82 разворачивается на кольце у Котельникова

Тем временем сама трамвайная сеть тоже развивалась и претерпевала изменения, но происходило всё это очень медленно. Депо № 2 в городке Водников по-прежнему представляло из себя сарай на 2 вагона без отопления, водопровода и подсобных цехов. 40 вагонов, приписанных к этому депо, приходилось осматривать на открытом воздухе. Основным парком было трамвайное депо № 1 на проспекте Маркса — оно было рассчитано на 40 вагонов, но к нему было приписано 74. Кроме того, в 1956 году открылось и депо № 3 в городке Нефтяников — к нему было приписано 48 вагонов (при вместимости в 20), и там проводили только ночной осмотр.

Маршрутная сеть в июне 1959 года разрослась до 9 маршрутов — трамваи стали ездить до городка Нефтяников, завода СК, на 3-й Разъезд и шинный завод. Правда, пути на проспекте Маркса были демонтированы — вместо них открылось движение по Лагерной улице (нынешняя улица маршала Жукова).

КТМ-2 и КТП-2

Годы работы: 1962–1975

В 1962 году трамвайный парк Омска вновь пополнился двухосными вагонами — КТМ / КТП-2. В отличие от первых моделей, сиденья в салонах уже были мягкими, а сами вагоны отапливались, освещались светильниками с лампами накаливания и имели систему вентиляции.

В трамвайной сети города же произошло важное изменение — трамвайное депо № 2 в Водниках окончательно упразднили, объединив его с депо на Маркса, которое ждала реконструкция. Депо № 3 в Нефтяниках, соответственно, после таких махинаций получило № 2, а на месте парка в Водниках сделали путейскую базу. Еще одним важным событием стало открытие в 1962 году Октябрьского моста через Омь — по нему пустили трамвайную линию, ведущую от 11-й Ремесленной до парка культуры и отдыха.

Узнаете улицу Котельникова?

КТМ-5МЗ (71–605) и 71–605А

Годы работы: 1967 — настоящее время

Первый маршрут: № 6 («Кинотеатр "Кристалл"» — «Завод СК»)

В 1967 году никто еще не осознавал, что эти усть-катавские вагоны станут символом Омска и будут составлять основу трамвайного парка города. Тогда в трамвайное депо № 2 в Нефтяниках поступили первые образцы вагонов КТМ-5 — их символично было всего пять. Они работали на маршруте № 6 «Кинотеатр "Кристалл"» — «Завод СК». А с 1969 года в Омск стали поступать трамваи модели КТМ-5М, после появления которых старые вагоны — КТМ / КТП-1 и 2, а также МТВ-82 — начали постепенно заменять на новые от Усть-Катавского завода. Окончательно этот переход завершился в 1975 году после закрытия маршрута № 2 «Шинный завод» — «городок Водников», на котором работали только МТВ-82. Именно с этого момента началось многолетнее правление вагонов КТМ-5.

Самый старый трамвай в Омске на сегодняшний день

Неудивительно, что самая массовая модель трамвая получила такое широкое распространение и в Омске. Конструкция вагона была очень простой и дешевой, но технологичной. Главным недостатком нового трамвая считалась слабая прочность корпуса и его (в теории) небольшой ресурс (в будущем эту проблему в МП «Электрический транспорт» успешно решат проведением капитально-восстановительного ремонта). Салон оснащен одноместными сиденьями по левому борту вагона и двухместными — по правому, под каждым из них находится печка.

Доминирование КТМ-5 в трамвайном депо

Новые КТМ-5 поставляли в Омск вплоть до 1991 года, и это были последние массовые партии трамваев до недавнего времени. До начала 90-х трамвайная сеть города еще продолжала расширяться — в конце 1976 года была открыта вторая очередь путей от Учебной до Богдана Хмельницкого для нового маршрута № 2 (он существует и сейчас), а после открытия моста имени 60-летия ВЛКСМ был запущен первый маршрут на левобережье — № 10. Трассу маршрута № 7 (от Долгирева) продлили до 7-го микрорайона, а участок путей, который проходил мимо сельхозинститута, ликвидировали.

Сейчас в трамвайном депо остался 31 вагон КТМ-5, не прошедший капитально-восстановительный ремонт. Кроме того, с 2011 года обновили 15 трамваев, таким образом, всего в депо осталось 46 вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1985 года постройки с бортовым номером 113. Кстати, если вы помните легендарное фото с горящим вагоном, на котором написано «Омскому трамваю 73 года» — это как раз один из КТМ-5. Он сгорел в 2010 году на Учебной, восстанавливать его не стали.

Конечно, не фото с горящим трамваем, но последствия тоже выглядят завораживающе (и грустно)

71–608К и 71–608КМ

Годы работы: 1993 — настоящее время

С начала 90-х годов трамвайная сеть Омска начала медленно приходить в упадок. Новых трамваев большими партиями не поставляли очень долгое время. Всё, что получил наш город в 90-е годы: два вагона 71–608К и семь — 71–608КМ. При этом вагоны 71–608К ждала нелегкая судьба — один прошел КВР, а второй сгорел в 1998 году. Один из вагонов КМ тоже пострадал от пожара в 2006 году и был списан.

К счастью, благодаря помощи от Москвы в 2016 году количество вагонов КМ пополнилось на пять штук — из столицы нам привезли списанные трамваи, которым на тот момент исполнялся 21 год. Таким образом, моделей КМ в Омске сейчас 11, а К — всего одна.

Один из старых вагонов КМ (не московских)

Количество маршрутов тоже начинало потихоньку уменьшаться. С 1992 по 1996 годы на Октябрьском мосту проходила реконструкция, в ходе которой трамвайные пути разделили с проезжей частью (раньше они проходили прямо по центру). В 1996 году ликвидировали участок линии на Труда, а в 1997 году были демонтированы пути на Комсомольском мосту, Гагарина, Лермонтова (от Жукова до Маркса), Интернациональной, Орджоникидзе (от Интернациональной до Кемеровской) и Гусарова (от Интернациональной до Октябрьской).

Кроме того, в 1998 году город потерял и депо № 2 в Нефтяниках. После этого трамвайные пути демонтировали на проспекте Мира и частично — на Нефтезаводской и проспекте Губкина.

71–619К и 71–619А

Годы работы: 2005 — настоящее время

Черные годы для омского трамвая продолжались. В 2005 году были куплены всего два трамвая модели 71–619К. Похожие вагоны в Омске появятся только спустя 15 лет, но и те доставят из Москвы — списанные 10 трамваев модели 71–619А.

Оба вагона 71–619К сейчас работают катающейся рекламой

Трамвайные маршруты тоже умирали. В 2002–2003 годах прошел самый бесполезный капитальный ремонт путей — на мосту 60-летия ВЛКСМ, а в 2005 году запустили бесполезный маршрут № 5 от Дергачева до Амурского поселка. Почему это всё оказалось бесполезным? Потому что уже весной 2006 года маршрут № 5 закрыли, а в 2007 году левый берег и вовсе лишили трамвайного движения. Маршрут № 10 от Стрельникова до Дергачева отменили и от его возобновления отказались. Олег Осинский, возглавлявший тогда департамент транспорта, заявил, что трамвайные пути на Лукашевича затрудняют движение автомобилей, а на путях происходит много аварий. Через несколько лет часть путей на Лукашевича закатали в асфальт, а часть — демонтировали.

Некоторые московские вагоны не стали брендировать по новой традиции

АКСМ-62103

Годы работы: 2016 — настоящее время

Первый маршрут: № 4 («Котельникова» — «Поселок Амурский»)

Единственный и уникальный в своем роде вагон, потому что к нам доставили лишь его кузов. Его купили на белорусском заводе «Белкоммунмаш», а в Омске установили на обновленную отечественную тележку. Новому трамваю пришлось пройти обкатку перед запуском, чтобы проверить, проходит ли он по габаритам. Вагон стал подарком для города к 80-летию омского трамвая.

В 2016 году омичи со смехом восприняли новость про «один новый трамвай»

71–407 и 71–412

Годы работы: 2020 — настоящее время

Первый маршрут: № 2 («Котельникова» — «ПО "Полет"»)

Самое масштабное обновление трамвайного парка в Омске с 1991 года. 24 новых вагона от «Уралвагонзавода» разбавили гегемонию усть-катавских трамваев. Началось же всё с тестирования одного вагона — модели 71–407. Новый трамвай ездил по омским маршрутам в феврале 2020 года, после чего в мае в департаменте транспорта заявили, что их в городе не будет — тогда как раз ожидалось поступление 10 списанных 71–619А из Москвы. Но уже в июле выяснилось, что вагон, проходивший тестирование, остался в Омске, а в город привезут еще два десятка новых трамваев от «Уралвагонзавода». В итоге наш город получил 20 трамваев модели 71–409 и четыре — модели 71–412. В ноябре 2020 года в трамвайном депо презентовали первые 12 вагонов, а остальные доставили в город позднее. Сейчас именно эти 24 трамвая являются лицом омского депо.

Новые трамваи радуют глаз

При подготовке материала использовались данные из книги К. Канаки и О. Ткаченко «Трамвайная мозаика: к 60-летию омского трамвая».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства