Ко Дню Победы в Музее омских железнодорожников запустили необычный проект «Ожившие истории», созданный совместно с артистами дворца культуры «Железнодорожник». В течение года они озвучивали воспоминания работников стальных магистралей о работе железной дороги в тяжелое время войны. Так, истории трудовых подвигов, сохранившиеся только в письмах и документах, обрели голос и «ожили» для посетителей музея.
Когда мужчины ушли на фронт, их работу взяли на себя женщины. Железнодорожницы отдавали всех себя труду, не обращая внимания на дожди и ветер, жару и холод. У них почти не было отдыха, приходилось работать не покладая рук каждый день, и они шли на свой паровоз, станцию, в депо… Силы на это женщины брали в рвении одолеть фашистов, помочь фронтовикам. И их вклад в победу был действительно монументальным.
Всего фонды музея содержат более 500 воспоминаний, писем и документов, несущих в себе летопись военных событий глазами их участников. Вот некоторые из душещипательных историй.
Помощь блокадному Ленинграду, Москве и фронту
В самом начале войны в Омске стали появляться женские паровозные бригады. В феврале 1942 года с городской станции отправился эшелон № 1507 с продовольственной помощью жителям блокадного Ленинграда. Составом управляла машинист Капиталина Остроухова. Эшелон разгрузили в Лаврово, затем продовольствие перевезли на машинах через Ладогу, и 16 марта состав отправился в обратный путь, но не пустой. В тыл он вез детей Ленинграда.
На видео: из воспоминаний машиниста Капиталины Остроуховой — эмоции одного из фронтовиков, получивших от нее детское письмо.
В марте того же года со станции Барабинск Омской железной дороги отправился грузовой поезд с углем для промышленных предприятий столицы. Рейс выполняла женская бригада в составе машиниста Е. Новицкой, помощника Е. Северовой и кочегара А. Шитьковой. Интересно, что эшелону присвоили номер 1945 — он как будто стал предвестником победы.
Также омские железнодорожники доставляли фронтовикам подарки от трудящихся региона. К новому 1942 году машинисты повели эшелон с подарками на Калининский фронт, а в феврале 1942 года — на Ленинградский. Этот поезд доставил 20 тысяч посылок с письмами и 1500 экземпляров специального выпуска газеты «Омская правда», посвященного бойцам Ленинградского фронта.
Еще несколько видеороликов расскажут другие трогательные истории.
Встреча, которой не помешали ни время, ни расстояние
Этот эпизод про то, как во время эвакуации мать и дочь из Ростова потеряли друг друга, но случайно встретились в Омске.
Помощь эвакуированным детским домам
Небольшая история о том, как омичка выходила больного ребенка из Ленинграда.
Поезд, который избежал крушения
Как дети путевого обходчика предотвратили крушение поезда под Омском — из воспоминаний машиниста Валентины Паниной.
А вот что говорят о проекте Музея омских железнодорожников сами артисты.
СССР победил в Великой Отечественной войне благодаря тому, что стальные магистрали связали в единое целое необъятную территорию страны. По железным дорогам в военное время эвакуировали свыше 18 млн человек и более 2,5 тысячи крупных промышленных предприятий, работавших для победы, перевезли миллионы тонн грузов. Поезда под атаками немцев, которые бомбили ж/д пути гораздо чаще, чем военные части, доставляли снаряды и боеприпасы на фронт, шли сплошным потоком, и порой интервал между ними составлял всего 600–700 метров.
Текст читали Виктория Козловская и Мария Старосельцева.