Дороги и транспорт «Повышать можно бесконечно»: что происходит с ценами на бензин в Омске?

«Повышать можно бесконечно»: что происходит с ценами на бензин в Омске?

Компания «Юнигаз», которая реализует в Омске бензин «Лукойла», за май повысила цены 11 раз

В мае с ценами на бензин в Омске творилось что-то невообразимое — за месяц сети АЗС поднимали цены 9–11 раз, а водители стали платить за литр топлива в среднем на 2,5 рубля больше, чем в конце апреля. НГС.ОМСК решил разобраться, из чего составляются цены на бензин, как долго будет продолжаться их рост и что может произойти с экономикой, если это повышение не остановится.

Хроника событий

В Омске сети АЗС планомерно начали поднимать цену на бензин, двигаясь по определённому графику. С 3 мая в среднем каждые три дня топливо становилось дороже на 30–50 копеек. Особенно любопытные изменения произошли 22 мая, когда компания «Топлайн» три раза за день изменила цену на бензин: утром стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 2,4 рубля, АИ-95 — на 1,7 рубля, АИ-98 — на 30 копеек, в полдень цены откатили до прежнего уровня, а спустя три с половиной часа вновь увеличили на 30 копеек (АИ-95 — на 50 копеек). 24 мая цена на бензин марки АИ-92 достигла 40 рублей — изменения произошли в компании «Юнигаз». По состоянию на 31 мая компании «Юнигаз» и «Топлайн» меняли цены одиннадцать раз за месяц, а «Газпромнефть» — девять. В мае на «Топлайне» цена бензина увеличилась на 2,05–2,9 рубля, на «Лукойле» — на 2,2–3,92 рубля, а на «Газпромнефти» — на 2,9 рубля.

Ещё в июне 2015 года цена бензина марки АИ-92 составляла 30 рублей — три года понадобилось, чтобы взять новый рубеж. Мы решили подсчитать, сколько омские водители тратили на бензин в месяц тогда и сейчас, взяв за основу расход топлива для самой популярной машины с пробегом на российском рынке в 2017 году — по данным «Автостата», это LADA 2114. Как пояснили в компании «Азия Авто», LADA 2114 расходует около 9 литров бензина на 100 км. В среднем омичи за месяц наезжают по городу около 800 км. Соответственно, используя бензин марки АИ-92, в июне 2015 года омскому водителю пришлось бы потратить 2160 рублей, а сегодня — 2916 рублей (на 756 рублей больше).

За что платим?

В цены на бензин входят семь компонентов, основные из них — себестоимость добычи нефти и акцизы (налог на товары массового потребления внутри страны. — В.С.), которые составляют большую часть цены. Также туда включены различные расходы (на транспортировку, переработку нефти и на розничную продажу) и налоги (НДС и налог на добычу полезных ископаемых).

— Примерно половину цены на бензин занимают акцизы и другие налоги. Кроме того, стоимость зависит и от октанового числа (показатель устойчивости топлива к воспламенению при сжатии. — В.С.), а также от специальных присадок к топливу, которые позволяют накручивать цену, — заявил Олег Рой, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление территориями» в Омском государственном университете.

В компании «Топлайн» НГС.ОМСК пояснили, что сети АЗС являются лишь операторами на рынке и никак не могут влиять на уровень цен.

— Растут цены на нефтепродукты на бирже, соответственно повышаются цены у наших поставщиков и меняется розничная цена на АЗС, — сообщили в компании.

Почему растут цены?

Как рассказала НГС.ОМСК руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская, ФАС России уверяет, что предпосылок для роста цен нет, и руководители ведомства либо не владеют ситуацией, либо просто наблюдают за ней со стороны, не предпринимая никаких попыток для улучшения. Сейчас из-за этого рост цен на бензин и дизельное топливо происходит бесконтрольно.

— Основные причины повышения цен на бензин — налоговый манёвр, сезонный рост потребления топлива, увеличение акцизов, а также рост цен на нефть. Экспорт нефти сейчас выглядит более привлекательным, из-за этого топлива на внутреннем рынке становится всё меньше. Всё это ведёт к тому, что снижения или остановки роста цен в ближайшее время не произойдёт. Наоборот, нужно ожидать того, что топливо продолжит дорожать, — пояснила Юлия Золотовская.

По мнению нефтетрейдеров, для того чтобы исправить ситуацию, нужно отсрочить поставки топлива за рубеж или установить экспортные пошлины в таком размере, который позволил бы переместить прибыль на внутренний рынок.

— Нынешняя ситуация приведёт к тому, что независимые АЗС исчезнут, следовательно, конкуренция на рынке будет уничтожена. Воцарится монополия, а без работы останутся больше 300 тысяч человек по всей России, — считает Юлия Золотовская.

Как цена бензина влияет на экономику страны?

Олег Рой считает, что повышение цен на бензин ничего хорошего для экономики не несёт. По его словам, никаких оснований для того, чтобы повышать стоимость бензина, нет, поскольку топливно-энергетический сектор не испытывает больших потрясений.

— Такие скачки будут отражаться на стоимости услуг, продуктов. В первую очередь повысится стоимость проезда в транспорте и такси, по крайней мере в нашем регионе точно, потому что у нас конкуренция не такая высокая. В итоге следует ожидать инфляцию, вот и всё, — объяснил экономист.

По мнению эксперта, цена на бензин может подниматься бесконечно долго и единственное, что может сдержать рост, — сокращение спроса на топливо. Но при этом Олег Рой отметил, что топливо — жизненно важный ресурс, и спрос на него всегда будет большим.

— Повышать [цены] можно бесконечно, поскольку есть ориентир на европейские цены — там они намного выше, чем в России. Но сравнение доходов европейских и российских жителей будет не в нашу пользу. На самом деле этот процесс легко управляемый, поскольку у нас ручная экономика. Компании зависят от власти, и если власть начнёт осознавать последствия этих решений, то всё это можно будет вернуть назад. Прогнозирую, что если через недели три президент выступит, спросит: «Что вы делаете?», то цены вполне могут откатить до прежнего уровня, — сказал Олег Рой.

Как можно остановить рост цен?

В российском правительстве действительно обратили внимание на быстрый темп роста цен на бензин. Как сообщил «Коммерсантъ», акцизы на топливо должны были впервые снизиться с 1 июля — до трёх тысяч рублей за тонну бензина и двух тысяч рублей за тонну дизельного топлива. Но на фоне народных протестов правительство ускорило снижение акцизов — оно произойдёт с сегодняшнего дня, 1 июня. Такое решение позволит приостановить рост цен, но при этом сводный бюджет страны потеряет около 100 миллиардов рублей. Эти меры будут действовать полгода. До этого акцизы составляли 11 200 рублей за тонну бензина и 7665 рублей за тонну дизельного топлива.

Как сообщает ТАСС, правительство Омской области также намерено бороться с ростом цен на топливо, но своими методами. Врио губернатора Александр Бурков собирается обратиться к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и попросить его сдержать растущие цены.

— Сегодня цена на топливо губит не только селян, завтра она отразится на цене на хлеб, продукты, бюджете каждой семьи. Это первый шаг в разгоне инфляции, это очень опасно, — заявил Бурков и добавил, что рост цен на топливо убивает сельское хозяйство в области.

А обычные жители города переходят от возмущения в соцсетях к активным действиям — сегодня, 1 июня, на улице Ленина состоится митинг против повышения цен на бензин. Поэтому если рост цен продолжится и в дальнейшем, то дело уже вряд ли ограничится простым недовольством.

Виктор Старцев
Фото Ивана Рейзвих 
Рисунки Руслана Сафонова
Инфографика Евгении Бикуновой

Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства