Дороги и транспорт Бензиновый кризис: «Топливо будет дорожать и дальше»

Бензиновый кризис: «Топливо будет дорожать и дальше»

В Омске в пятый раз подорожал бензин — экономист назвал причины повышения цены

В Омске 14 августа, через день после очередного повышения цены на бензин, на отдельных АЗС цены на топливо скакнули еще раз. Подорожание бензина отмечается по всей стране. Это происходит на фоне продолжающегося падения цены нефти на внешних рынках. Бензиновая история получила продолжение после того, как были обнародованы предупреждения главы «Роснефти» Игоря Сечина о грядущем дефиците бензина в письме президенту Путину. НГС.НОВОСТИ спросили эксперта о возможных причинах бензинового кризиса.

В пятницу, 14 августа, в Омске в очередной раз подорожал бензин «Топ Лайна» марок АИ-92 и АИ-95, а также бензин сети «Лукойл» марок АИ-92, АИ-95, АИ-98. Рост цен составил 50 коп. на бензин марки АИ-92 и 20 коп. на бензин марки АИ-95. Сутками ранее, 13 августа, «Топ Лайн» подняли цены вместе с АЗС «Газпромнефть». В УФАС Омской области пояснили: ситуацию с ростом цен на бензин держат на контроле.

Виктор Волков, представитель сети АЗС «Топлайн» (имя изменено): «Мы в чистом виде розничный продавец и не влияем на цены. У нас бензин дорожает, потому что у нас очень дорогие входные цены, которые формируются компанией «Газпромнефть – региональные продажи». У нас по бензину марки АИ-92 практически отрицательная наценка, даже с учетом того, что мы поднялись. Даже если вычесть операционные расходы (по данным на 14 августа, стоимость АИ-92 повысилась на 50 коп. до 32,3 руб. — А.И.). Сейчас нам непонятны процессы, которые влияют на рост цен. Мы смотрим на экспортную альтернативу и внутреннюю цену на топливо. Цена на экспорт, приведенная к базису поставки — Нефтезаводу, — по данным на 13 августа, составляет 36 тыс. руб. за 1 т бензина марки АИ-92. Нам его продают по 41 тыс. руб. за 1 т, т.е. цена на внутреннем рынке как минимум на 10 % выше экспортной».

Олег Рой, профессор, завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Достоевского: «Есть несколько причин повышения цен. Первая — в том, что наш топливно-энергетический комплекс зависим от разного рода импортного оборудования. Вторая — экономика страны не такая, как во всем мире: фактически все нефтяные компании являются у нас монополистами, т.е. есть олигополия. Эти компании контролируют цены на энергоресурсы. Фактически ценового сговора нет, но есть условия, чтобы поддерживать и согласовывать друг с другом ценовую политику. Поэтому УФАС сложно в этом плане разобраться, а может оно и не хочет. Но, безусловно, элементы сговора ценового, наверняка, имеются.

Геополитическая обстановка на цены влияет косвенно — наши нефтяные гиганты попали под санкции, несут убытки сейчас, поэтому Сечин и выпрашивает у правительства помощь, чтобы бензин не дорожал. Объемы экспорта нефтепродуктов из России не сильно сократились, экспортерам выгодны поставки нефти за рубеж: при снижении курса национальной валюты они получают прибыль. И уже поэтому энергопродукты стараются вывозить из страны как можно больше, что ведет к дефициту на внутреннем рынке. Если люди не смогут покупать бензин по этим ценам, то, возможно, производители попридержат цены. В Европе бензин минимум в 2 раза дороже, чем у нас. Например, если в Польше и других странах после подорожания бензина народ пересел на общественный транспорт и уменьшилось количество личного транспорта, то у нас такого не будет. У нас общественный транспорт настолько плох, что это и вызывает автомобилизацию. Я уверен, что бензин будет дорожать и дальше. Предел цены на бензин еще не достигнут — он определяется спросом и предложением».

Ирина Акишева

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства